Абсолютный ноль по промилле
Есть в педагогической практике такой "замечательный" метод –
"метод кнута и пряника". Похоже, им активно и пользуются наши
властьпридержащие, привычно забыв о второй половине метода. То есть, как обычно,
кнут есть, а пряник …
Это к слову о разрабатываемых в Государственной думе
поправках по ужесточению ответственности за управление автомобилем в нетрезвом
состоянии. Тема это далеко не нова, и поднимается каждый раз после очередного
громкого и скандального ДТП с пьяным водителем. Как говорится, один дел
натворил – расхлебывают все.
Сейчас об ужесточении и расширении наказаний для пьяных
водителей говорят все, кому не лень. Причем не только говорят, но и предложения
на уровне законодательной власти выдвигают. Клеймо "П" - "пьяница" - на руку
пьяного водителя, специальная метка на номерной знак, прокол прав, конфискация
автомобиля, пожизненное лишение свободы за ДТП с погибшими и прочие, и прочее.
Предложения от депутатов так и сыплются, как из рога
изобилия. А некоторые инициативы уже направлены премьер-министру России Дмитрию Медведеву, замминистра МВД РФ Виктору Кирьянову и начальнику ГИБДД
МВД РФ Виктору Нилову. Из всех идей
наибольшую поддержку нашли прокол прав, ужесточение штрафов и метки на
автомобильных номерах.
В официальных источниках профильный комитет Госдумы
"торжественно" уверяет, что намерен выработать особый механизм в законопроекте,
ужесточающем наказание за управление автомобилем в нетрезвом состоянии, который
исключит возможность ошибки при определении состояния алкогольного опьянения
водителя. Это притом, что норма о 0,2 промилле не будет включена в
законопроект, подготовленный депутатской рабочей группой.
Отметим, до 2006 года состояние опьянения определялось "по
совокупности признаков": показания прибора о наличии алкоголя в выдыхаемом
воздухе, цвет кожи, скорость реакции, "дрожание" рук и т.д. Затем в правила
внесли поправку: водителя можно было признать пьяным даже при отсутствии
клинических признаков.
В 2007 году появился предельно допустимый уровень алкоголя в
крови - 0,3 промилле. Чем, впрочем, и пользовались некоторые нерадивые
автомобилисты, отличающиеся хорошим
здоровьем. Выпил рюмку водки и за руль, через час - в крови уже минимально
допустимый уровень алкоголя. Но в 2010 году эту норму отменили и снова вернулись
к "абсолютному нулю".
Конечно, такое положение дел автолюбителей не устраивает
абсолютно. Существует вероятность погрешности прибора, повышения уровня промилле
после приема ряда лекарств, некоторых вида продуктов, "многострадальных"
кефира, кваса и т.д. По действующему законодательству к ответственности может
быть привлечен водитель, у которого содержание алкоголя в крови окажется чуть
выше нуля. При этом наказание безальтернативное - лишение водительских прав.
В то же время никто не отменял того, что Россия подписала
Венскую конвенцию, которой как раз и предусмотрены 0,3 промилле. Такие нормы
существуют во многих странах Европы.
"Я считаю, что,
конечно же, минимальный уровень содержания алкоголя в крови в размере 0,2-0,3
промилле должен быть обязательно. Он, в конце концов, прописан в Венской
конвенции, которую Россия в свое время подписала. И прописан он там не
случайно. Откуда берется 0,3 промилле… Любой специалист, доктор вам скажет, что
в организме человека, даже не употреблявшего алкоголь никогда в принципе, может
вырабатываться эндогенный алкоголь. И вот он может составлять до 0,3-0,4
промилле. Поэтому этот размер в 0,3 промилле и прописан в Венской конвенции. А
Венская конвенция соблюдается в большинстве развитых стран", - заявил в
эфире "Говорит Москва" независимый
автоэксперт Андрей Осипов.
По его словам, в Германии минимальный уровень содержания
алкоголя в крови составляет 0,4-0,5, а самый высокий уровень в Ирландии – 0,8
промилле.
"Для населения России
не имеет значения — 0,2 промилле или это будет другая цифра. В итоге все
приведет к распространению слуха о том, что можно пить перед тем, как сесть за
руль, поскольку правоохранительные органы не смогут требовать абсолютно нулевых
показателей. Поэтому количество пьяниц за рулем только увеличится", — подчеркнула
в свою очередь в комментарии МТРК "Мир"старший научный сотрудник Центра профилактической медицины, кандидат
медицинских наук Галина Холмогорова.
Но, по словам все той же Холмогоровой, следовые количества
алкоголя входят в цикл метаболизма организма человека. "Был зафиксирован такой
случай, когда у человека вырабатывался эндогенный алкоголь достаточно в больших
количествах, и его все считали застарелым пьяницей. Его постоянно останавливали
на дорогах, и он все время ездил со справкой, где отражены его физиологические
особенности", — рассказала эксперт.
Впрочем здесь остается вспомнить, что алкотестер может
давать сбои и показывать неточные результаты. Как и любой технический прибор он
имеет погрешности в работе. Например, абсолютная погрешность профессионального алкометра
"АКПЭ-01", официально предназначенного для использования на постах ГИБДД,
прописана в документации "в диапазоне 0-0,20мг/л, мг/л.±0,02". То есть
получается, "абсолютный" ноль промилле абсолютно точно, извините за тавтологию,
не сможет показать ни один прибор.
Вот поэтому новые поправки вызвали недоумение и возмущение у
журналистов, водителей и автомобилистов. От их числа в открытом письме
председателю правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву обратился обозреватель "Новой газеты", автор и
ведущий программы "Автоликбез" на "Авторадио" Юрий Гейко.
Как говорится в его обращении, "два
с лишним года назад вы совершили ошибку. Скорее всего, по чьей-то глупой и даже
преступной подсказке. Преступной потому, что из-за "абсолютного нуля"
тысячи и тысячи трезвых водителей лишились на большие сроки профессий, а их
семьи средств к существованию. Но надо иметь сначала мозги, чтобы свои ошибки
увидеть, а потом – мужество, чтобы их признать и исправить. А для людей вашего
ранга – это качество вообще обязательное. Потому что влияет на огромное
количество судеб. (А я на вашем месте – клянусь!- еще бы и выявил
наказанных несправедливо, реабилитировал их, да еще бы и извинился перед ними:
уважать бы больше стали)".
Поэтому, на мой взгляд, выход у автомобилистов в условиях
надвигающейся угрозы ужесточения наказания за так называемое "нетрезвое
вождение" один – вместе требовать в обращениях и открытых письмах установления "порога
трезвости" - хотя бы 0,2 промилле. Ни о каком ужесточении наказании для
водителей, которые не стали виновниками смертельных ДТП, без специализированного
исследования проб крови или мочи в медицинских центрах, не может идти речи. И
быть может, если автомобилисты громко скажут свое "слово", власть их услышит и
вспомнит о припрятанном прянике.
Вместо послесловия.
На днях amic.ruпровел опрос об отношении читателей к возвращению "порога трезвости". Большинство
проголосовавших поддерживают возврат 0,2-0,3 промилле в качестве
предельно допустимой нормы содержания алкоголя в крови автомобилиста. Из почти
1 тыс. читателей утвердительно ответили более 700 человек.
По данным УГИБДД ГУ МВД России по региону, за девять месяцев
на дорогах Алтайского края произошли 2 тыс. 888 ДТП, в которых 314 человек погибли
и еще 3 тыс. 518 получили травмы различной степени тяжести. По сравнению с
аналогичным периодом прошлого года количество ДТП выросло на 20,8%. При этом
число погибших увеличилось на 7,2%, раненных – 22,4%.
Из-за нарушений Правил дорожного движения водителями
произошло 2 тыс. 510 ДТП, в результате которых 280 человек погибли и 3 тыс. 159
получили ранения. По вине водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии
опьянения, совершено 173 дорожно-транспортных происшествия, в
результате которых 29 человек погибли и 236 ранены.
Редактор "АвтоАмика"
Светлана Яковлева.