Минтранс хочет ужесточить ответственность за отсутствие тахографов
Тахограф - прибор, регистрирующий движение и остановки автомобиля - по закону должен стоять на всех частных маршрутных такси, автобусах с более чем 8 местами и грузовиках. Однако на практике оказывается, что во многих случаях недобросовестные перевозчики игнорируют это требование, потому что ставить и обслуживать прибор дороже, чем платить штраф за его отсутствие. В результате бывает, что из-за отсутствия контроля режима труда водитель, утомившись, теряет концентрацию на дороге и становится причиной ДТП. Поэтому Минтранс разработал поправки в статью 11.23 КоАП, согласно которым юрлицам-владельцам машин за отсутствие тахографов будет грозить штраф (пока ответственность лежит только на водителях и тех сотрудниках, кто выпускает машины на линию). Эксперты, впрочем, не уверены в эффективности предложенных мер.
Авторы поправок указывают в пояснительной записке, что закон ФЗ № 196 обязывает юрлиц и индивидуальных предпринимателей, владеющих коммерческим автотранспортом, оснащать своим машины техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную и некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения, о режиме труда и отдыха водителей. “Между тем, ответственность за нарушение этой нормы законодательством Российской Федерации не установлена”, - отмечается в пояснительной записке. "Поэтому предлагается установить меры административной ответственности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки, за выпуск на линию транспортного средства без тахографа", - говорится в проекте изменений в КоАП.
Точная сумма штрафа в проекте не уточняется, однако сейчас максимальное наказание, предусмотренное за это нарушение, составляет 10 тыс рублей.
В Министерстве транспорта "Известиям" не смогли оперативно прокомментировать готовящиеся изменения.
По мнению координатора общественного движения “Синие ведерки” Петра Шкуматова, эта инициатива Минтранса не связана непосредственно с защитой прав водителей. Он полагает, что ведомство преследует финансовые цели. По его словам, проект нацелен в основном на водителей-дальнобойщиков и привязан ко введению с ноября 2015 года обязательных cборов с каждого дальнобойщика по 3,73 рубля за километр пути. Минтрансу, считает правозащитник, понадобился более эффективный инструмент, обеспечивающий поступление средств.
- Минтранс скоро начнет сборы с дальнобойщиков за километр пути, и хочет быть уверен, что деньги будут гарантированно собраны, - рассказал “Известиям” Петр Шкуматов. - Потому что сейчас водитель просто даст 500 рублей гаишнику и поедет дальше. В случае с юридическими лицами ответственность будет строже, и так просто отделаться не получится.
При этом Петр Шкуматов отметил, что проблема несоблюдения условий труда коммерческими водителями сейчас очень актуальна. Водители перерабатывают, находясь за рулем по 10-12 часов потому, что конкуренция на рынке перевозок высокая, и за меньшие деньги трудиться приходится больше. Транспортные компании начинают экономить, говорит Петр Шкуматов, и иногда такая экономия оборачивается трагедией.
- Сейчас цены на рынке снижаются за счет высокой конкуренции, - рассказал он. - Уже идет экономия на покрышках, на техническом обслуживании. Вспомним недавний случай в Омске, когда из-за того, что у автобуса взорвалось колесо и он выехал на встречку, погибло 16 человек. Это все из-за подобной опасной экономии.
Петр Шкуматов также отметил, что сейчас тахографы ставят почти на все грузовые машины, маршрутные такси и автобусы.
Другие участники рынка осторожно оценивают инициативу.
- Даже новая система контроля режима труда водителя с ГЛОНАСС и карточками не всегда отвечает реальным потребностям водителей, потому что физически невозможно ездить, не нарушая условий и графика работы, - рассказал “Известиям” председатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта "Таксист" Ярослав Щербинин. - Тахографы, установленные на различном коммерческом транспорте, постоянно регистрируют нарушения режима труда, и некоторым фирмам выгодней сознательно от них отказаться, чем платить штрафы за выявленные нарушения.
К тому же, по его словам, тахограф может влететь компании в копеечку - приборы и изготовление карт водителей обходятся недешева - в среднем 30 тысяч рублей за прибор, а впоследствии его нужно и обслуживать. При этом он признал актуальность проблемы организации рабочего времени водителей коммерческого автотранспорта.
Участник правления некоммерческого партнёрства "Содействие развитию тахографических систем" Максим Сухомлинов в официальном отзыве на законопроект отметил, что цель предлагаемого закона плохо соотносится с проблемой, на решение которой он направлен.
"Наличие тахографа само по себе никак не влияет на безопасность движения. На безопасность движения влияет соблюдение режима труда и отдыха непосредственно водителем, - пишет Сухомлинов. - Поэтому происходит подмена понятий, а точнее, основных задач. При принятии закона, в котором предусмотрят финансовую ответственность собственника автомобиля лишь за отсутствие тахографа, основная задача решена не будет".
Несколько иной точки зрения придерживаются поставщики тахографов - они, наоборот, полагают, что самим водителям невыгодно контролировать свой рабочий день. Так считают в "Региональном центре тахографии".
- Некоторые водители и компании, которые должны ездить с тахографами, игнорируют эти требования: им проще платить штрафы, чем устанавливать тахографы, - рассказал “Известиям” на условиях анонимности один из сотрудников предприятия. - К тому же условия труда водителей не соблюдаются, никто сейчас не укладывается в восьмичасовой рабочий день, и народ ищет возможность обойти системы контроля тахографа. Поэтому проще его вообще не ставить.