Китайская автокомпания BYD ушла из России из-за низких продаж
В России прекращены продажи автомобилей китайской компании BYD, а
официальный дилер машин официально закрыл свой бизнес. Как выяснили
"Известия" ООО "МАвто", осуществлявшее полномочия официального импортера
в феврале 2015 года было ликвидировано. Эксперты убеждены, что
бизнес-модель BYD изначально не могла обеспечить серьезное присутствие в
Роcсии.
Сразу в нескольких автосалонах, осуществлявших ранее
реализацию автомобилей BYD, "Известиям" сообщили, что прекратили
продажу машин этой марки.
— Мы BYD больше не торгуем, и вы их
нигде не найдете, потому что развалилась компания. Их больше нет, —
сообщил представитель столичного автосалона "Альянс +".
Представитель "Нахабино Авто" также подтвердил завершение продаж BYD, отметив, что у этих машин не было спроса.
На российском сайте компании BYD отсутствует информация об официальных
дилерах, а номер "горячей линии" переадресует звонки в дилерские центры
компании "Ирито" (дистрибутор марок Great Wall и Changan, а до 2010 года
— официальный импортер BYD). Согласно данным СПАРК, юридический адрес
(г. Москва, ул. Мытная, д. 66) ООО "МАвто" также совпадает с адресом
центрального московского автосалона "Ирито". Однако представители
"Ирито" отвергают связь с компанией "МАвто" и не собираются
предоставлять гарантийного обслуживания для автомобилей BYD.
—
На данный момент группа компаний "Ирито" не является дистрибутором
марки BYD и не осуществляет гарантийное обслуживание. В ближайшее время
планов по сотрудничеству не намечается, — заявила представитель "Ирито"
Наталья Баранова.
Автомобили BYD появились на российском рынке
в середине 2000-х годов. В 2010 году сборка седана F3 была организована
на ныне обанкротившемся заводе "ТагАЗ". Тогда эти китайские машины
пользовались относительно стабильным спросом. К примеру, за 2008 год,
согласно статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), было продано
5,3 тыс. машин этой марки. Однако за 2009 год спрос на BYD сократился на
81% (до 1 тыс. шт.), и в 2011 году китайцы впервые ушли с российского
рынка. Остатки автомобилей малыми партиями (100–150 шт. в год)
распродавались вплоть до января 2014 года, когда представители BYD вновь
объявили о решении выйти на российский рынок.
На
Международном московском автосалоне в сентябре прошлого года были
представлены кроссовер S6 и седаны F5 и F7. Однако, по данным АЕБ, за
2014 год компания продала лишь пять автомобилей в России и ни одного — в
2015-м.
Уход компании с рынка не повредит ее имиджу в России,
убежден управляющий партнер консалтинговой компании EURussia Partners
Иван Бончев. Эксперт отметил, что если BYD надумают вернуться в третий
раз, то найдут какое-то число покупателей дешевых китайских машин.
—
В целом китайцы, и BYD в частности, не переживают по поводу таких
решений. Если бы они переживали за эту сферу бизнеса, они бы вели себя
по-другому. Создавали бы здесь обширную дилерскую сеть, послепродажное
обслуживание, склады запчастей и пр. Сильно они не потеряли — это такой
дешевый вход на рынок и соответственно дешевый выход, — рассуждает
Бончев.
Тем не менее автомобилисты, лишившиеся сервисного и гарантийного обслуживания, не смогут получить компенсации, уверяют юристы.
— Если российское юрлицо ликвидировано, то, к сожалению, обращаться за компенсациями и гарантийным обслуживанием не к кому. Дилеров обязать что-либо ремонтировать, если это не оговорено дилерским контрактом, просто невозможно. Можно, конечно, судиться с производителем, зарегистрированным в Китае, потому что иски о защите прав потребителей рассматриваются по месту регистрации заявителя. Но могут быть проблемы с исполнением иска. Не берусь предсказать, признают ли китайские власти решение российского суда, — заметил автомобильный адвокат Сергей Радько.