Движение "СтопХам": кто эти люди и откуда у них деньги?


Фото из группы "СтопХам" ВКонтакте

Борцы за спокойствие на дорогах чьи-то марионетки или просто парни, которым не хватает адреналина? Колеса.Ру выяснили из первых рук, откуда у стопхамовцев деньги на акции, как набирают активистов и зачем все это нужно. Дать интервью согласился руководитель пресс-службы петербургского отделения движения Александр Богловский.

Перейдем сразу к делу. В Интернете гуляет множество статей, написанных кем-то по собственным догадкам. Пишут всевозможные теории заговоров, что "СтопХам" это последователи Навального, друзья Путина и так далее. Мы хотели бы узнать все напрямую. Первый вопрос, интересующий, наверное, всех: откуда деньги?

— Ну, касательно финансового вопроса, могу сразу сказать, что гранты, получаемые движением в Москве, до нас не доходят. Из столицы к нам приезжают только наклейки. Деньги на видеотехнику мы тратим частично из собственных карманов, частично из "бюджета" организации. У нас, как всем известно, есть канал на Youtube, который и приносит небольшой доход в "бюджет". В хороший месяц это может быть 40 тысяч рублей. Из этой суммы часть уходит на хостинг для нашего сайта, часть на оборудование: всевозможные крепления, объективы, замена разбитых во время рейда камер. Что-то выплачивается организаторам. Еще какая-то часть расходуется на рекламу в соцсетях. Само собой, такой суммы не хватает на все, так что приходится тратить и личные средства. Разговоры о том, что у нас есть инвесторы или что нас финансирует блок Навального, — дезинформация. Каких-либо инвесторов, кроме нас самих, мы не имеем. Ну и к Навальному мы отношения не имеем никакого.

- А что насчет людей? Как "вербуются" волонтеры? Кто все эти люди, которые ходят в рейды?

— У нас имеется группа "ВКонтакте" и сайт, где мы публикуем объявления о проведении рейда, с указанием места и времени встречи. Главное требование к участникам — совершеннолетие. Туда отправляется несколько организаторов и операторов из основного костяка, сложившегося за несколько лет, плюс новые волонтеры, желающие принять участие. Основной состав в Питере насчитывает около 300 человек, занимающих активную гражданскую позицию. Естественно, все сразу на рейды не ездят. Туда отправляется несколько организованных человек плюс те, кто добровольно решили посетить акцию из числа новых волонтеров. Абсолютно все участвующие в акции — это обычные среднестатистические люди, которым надоело хамство на дорогах (парковках и тротуарах).

Для чего, с Вашей точки зрения, проводится вся эта активность? Какова основная задача движения?

— Мы преследуем две цели, одна из которых очень труднодостижима, вторая более простая. Трудная задача — это перевоспитание. Если взглянуть на европейские страны, неправильно запарковался — огромный штраф, проехал по тротуару — лишение прав и штраф, не пропустил пешехода на переходе — штраф. То есть отношение к хамскому поведению очень строгое.

У нас, конечно, штрафы тоже предусмотрены, однако часто ли Вы встречали, чтобы кого-то оштрафовали за то, что он не пропустил пешехода? Много ли сотрудников ГИБДД или камер видеофиксации встречается на тротуарах и парковках? Своими действиями мы пытаемся предупредить хамское отношение. Непосредственно в рейдах стараемся объяснять нарушителям, что они ведут себя неподобающе. А далее, выкладывая видео на всеобщий просмотр, мы надеемся, что увидевшие все происходящее люди не захотят совершать подобные противоправные и аморальные действия. То есть перевоспитаются, поменяют свое отношение.

Вторая цель несколько более реальная и осуществимая. Огромная часть нашей аудитории — молодежь, которая сейчас либо учится в автошколах, либо готовится к этому, либо уже отучилась, но еще не имеет законсервированного понимания правил дорожного движения. То есть их отношение ко всем "мелким" нарушениям еще не сложилось. И мы пытаемся повлиять на них, воспитать культуру вождения с "ранних лет автомобилиста". Надеюсь, что наши видео способны разбудить в людях уважение к окружающим.

Как начиналось движение? С чего все пошло?

— Основателем движения является Дмитрий Чугунов. В один прекрасный день ему окончательно надоело видеть хамство на улицах Москвы. Он придумал и распечатал несколько наклеек "Мне плевать на всех, паркуюсь где хочу", и в одиночку пошел "бороться". Он подходил к автомобилям, мешавшим проезду, говорил водителям что-то вроде: "Знаете ли вы, что мешаете движению других людей? Перепаркуйтесь, пожалуйста, так, чтобы не создавать помех, либо я приклею вам эту наклейку".

Часто люди переставляли свои автомобили, но не обходилось и без инцидентов. Все свои действия он снимал на видео и выкладывал в Интернет. Далее он нашел единомышленников, так и родилось движение "СтопХам" в Москве. Затем, увидев это движение в Сети, солидарные люди из других регионов решили следовать примеру, и появились региональные стопхамовские блоки, в том числе и у нас, в Санкт-Петербурге.

— Как происходит координация движения и акций?

— Места проведения акций определяют в основном жители. Нам присылают письма и фотографии нарушений, мы выбираем самые "злачные" места и отправляемся туда. Непосредственно на месте общение с нарушителями ведут организаторы. Подбор организаторов ведется очень строго, дабы не допускать неправомерных действий со стороны активистов движения. На протяжении нескольких рейдов мы следим за действиями волонтеров и, исходя из их поведения, мы можем предложить им стать организаторами.

Основные требования к организатору — сдержанность и культурность. Сдержанный нецензурный всплеск не допускается. Организатор также должен быть и активным. Сдержанный и культурный человек, безучастно стоящий на месте и занимающий лишь позицию наблюдателя, нам вряд ли поможет в качестве организатора. Такие, само собой, тоже нужны, ведь все волонтеры — это наша поддержка и подстраховка как активная, так и пассивная. Однако организатором стать можно, лишь занимая активную гражданскую позицию, а так же умея донести информацию до любого, оставаясь в рамках приличия, и закона, конечно.

А что происходит после акции? Направляете ли вы отснятый материал в ГИБДД, платят ли ваши "клиенты" штрафы за свои правонарушения?

— Нет, мы не имеем полномочий на взыскание штрафов, и видео в ГИБДД мы не отправляем. Наша задача не "карать" нарушителей, а предупреждать. Иногда, если с нами в рейд отправляется наряд ГИБДД, то штрафы выписываются на месте, однако такое случается нечасто. Сотрудники не могут выезжать на места, где ВЕРОЯТНО может произойти правонарушение без особого распоряжения (спецоперации). Ведь если правонарушение действительно где-то произошло, а наряд ГИБДД занят с нами, то ничего хорошего из этого не выйдет. Другой вопрос, если недобросовестные водители решат нанести какой-то материальный (разбивают камеры, рвут одежду) или, не дай бог, физический урон нашим активистам (случаются драки, иногда активистов "катают" на капоте). Естественно, такие действия безнаказанными мы не оставляем, а составляем заявления в полицию, после чего следуют процессуальные действия и судебные разбирательства.

В случае если не все пошло "гладко", и активист получает травму в рейде, то оказываете ли вы поддержку? На лечение, на адвокатов в суде?

— Конечно! По мере возможностей и сил. Были случаи, к сожалению, когда активисты получали побои и переломы. Мы помогаем с лечением, то есть, допустим, если нужно наложить гипс, то мы, и лично я, готовы оплатить легкий и удобный гипс. Тут работает принцип "с миру по нитке". Мы не принуждаем никого из активистов сдавать деньги на лечение, все добровольно. С судами дело обстоит несколько иначе. Мы, конечно, на юристов не учились, но в правовом поле подкованы хорошо и способны сами оказать юридическую помощь нашим сподвижникам, не прибегая к помощи дорогостоящих услуг адвокатов. Хотя сейчас я веду переговоры с одной юридической компанией, которая, возможно, в дальнейшем сможет оказать нам помощь в случае, если наших сил не хватит.

Читайте полную версию на сайте