Как сообщил в эфире "Первого канала" один из потерпевших, он отдал за автомобиль 411 тысяч и ему выдали автомобиль, договор купли-продажи и чек, пообещав, что через неделю выдадут ПТС. Потом отложили еще на две недели – в итоге это растянулось на полгода.
Особенно несладко пришлось тем, кто покупал машину в кредит — банки требовали предъявить ПТС либо вернуть деньги. В результате обманутые покупатели пошли в суд, который встал на их сторону.
Сам завод-изготовитель обязали выдать людям все необходимые документы, а все неустойки и штрафы взыскать с продавцов. Они, правда, тут же объявили себя банкротами, а директор одного из дилерских центров и вовсе внезапно исчез. Ущерб, нанесенный заводу, составил свыше 50 миллионов рублей.
Подобные истории случались в кризисные 2008-2009 годы, возможно, и в данном случае дилеры создали пирамиду и расплачивались деньгами новых покупателей за машины из предыдущей партии.
Между тем известно, что в январе Волжский автозавод перевел своих дилеров на предоплату. Возможно, причиной послужили подобные истории. Однако не всем дилерам идея понравилась. В феврале отсрочку решено было вернуть, правда, тогда маржа дилеров становится меньше. Часть дилеров решили использовать обе схемы, выкупая по предоплате только наиболее востребованные модели Lada. А те дилеры, у кого терпимая финансовая ситуация, предпочли все же предоплату.
Как разъяснил юрист Сергей Смирнов, вся
финансовая ответственность лежит на продавцах, которые обязаны продать
автомобиль не только "вживую", но и с необходимыми для эксплуатации
документами. Если
паспорта транспортных средств находились на заводе как некая мера
обеспечения, то здесь уже вопрос лежит в плоскости отношений между
заводом-изготовителем (АВТОВАЗом) и теми компаниями, которым он давал
машины на реализацию. То есть предприятие должно тщательнее выбирать
своих дилеров.
"Правда, тут палка о двух концах – любому поставщику важно быстрее сбыть свою продукцию, и так устроена наша сегодняшняя
экономика, что не каждый готов сразу отдать денежки. В том числе и за
автомобили. Поэтому если АВТОВАЗ заинтересован в быстрейшем сбыте
автомобилей и не следит за тем, кому он их дает на реализацию, то это
проблема действительно предприятия, которое идет на определенные риски. В
этой ситуации суд вполне справедливо постановил, чтобы предприятие
выдало документы. Потому что покупатели страдать не должны – деньги они
заплатили, дилеров больше нет, и ПТС тоже нет. Здесь складывается
треугольник – покупатель-дилер-АВТОВАЗ. Последний обязан сам решать
вопрос с этими однодневками, кому он давал на реализацию автомобили.
Будет ли это возбуждение уголовного дела по факту мошенничества или
что-то еще, неизвестно. Но скорее всего, это выльется в очередное
"мертвое" уголовное дело", - сказал Смирнов.
Источник: "За рулем"