Бензиновый маневр: почему подешевел бензин в Алтайском крае
Независимые и ВИНКи
Начнем, пожалуй, с объяснения того, что собой представляет топливный рынок. На рынке представлены два типа игроков: вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) и независимые операторы. У ВИНКов есть свои скважины, нефтепроводы, нефтеперерабатывающие заводы и автозаправки. На территории края такие компании представлены "Роснефтью" и "Газпромнефтью". Независимые операторы покупают горючее на нефтебазах, которые ВИНКи имеют в регионах, либо на Санк-Петербургской товарно-сырьевой бирже. На ней глобальные компании обязаны продавать примерно 15% своих нефтепродуктов.
Согласно рыночной логике цены на бирже должны быть ниже, чем в рознице, но с конца июня и до октября всё было наоборот. Например, "Газпромнефть" предлагала на бирже на три рубля дороже, чем на своих нефтебазах, уверяет Юрий Матвейко, руководитель Алтайского топливного союза. Независимым операторам на местах доставалось только то топливо, которое ВИНКи не смогли продать на своих АЗС. Хотя в торговой политике каждой нефтяной компании записано, что она не должна создавать дискриминационных условий для независимых операторов.
Не случайно в конце ноября прошлого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении четырех ВИНКов по признакам манипулирования на бирже ценами на нефтепродукты. Выяснилось, что ВИНКи продавали их своим дочерним структурам, оголив рынок.
"Такая ситуация стала одной из причин повышения цен в розничном сегменте рынка нефтепродуктов, – говорилось в сообщении ФАС от имени начальника управления контроля ТЭК Дмитрия Махонина. – Так, по данным Росстата, с начала года при общем уровне инфляции в 6,3 процента рост цен на автомобильный бензин марки Аи-92 составил 10 процентов, автомобильный бензин Аи-95 – 7,8 процента".
Эксперты объясняют аппетиты нефтяных компаний, в частности, тем, что они завершили модернизацию заводов под более экологические сорта бензина (Евро-4 и Евро-5) и теперь хотят быстрее вернуть инвестиции, которые привлекали и в виде валютных кредитов.
Как следствие, на рынке обострилась борьба за клиентов.
– АЗС независимого оператора реализует в сутки 5-6 тысяч литров топлива, обеспечивая работой 5-6 человек. Нефтяные компании требуют от своих АЗС реализовывать выше 15 тыс. литров. Чтобы добиться втрое большей производительности, они должны отобрать клиентов у независимых операторов, – объясняет Юрий Матвейко.
Это делается с помощью ценовой конкуренции. Завышая цены в оптовом сегменте и занижая в розничном, ВИНКи выжимают с рынка независимых операторов. При этом недобор прибыли в рознице компенсируют дополнительной маржой в опте. По оценке президента Московского топливного союза Евгения Аркуши, сумма розничной и оптовой "дельты" ВИНКов составляет 18,6% от конечной цены.
После того как президент РФ Владимир Путин в декабре обратил внимание на манипуляции нефтяных компаний ценой, в некоторых регионах бензин слегка подешевел. В Алтайском крае на заправках "Роснефти" цена упала примерно на рубль. Тут же под нее вынуждены были подстроиться остальные продавцы.
Баланс интересов
Но не успели автовладельцы как следует порадоваться этому факту, как им сообщают о новом росте цен, связанном с так называемым налоговым маневром. Он подразумевает, что экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты с 1 января снижены (от 1,7% до 5 раз в зависимости от вида сырья), а налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), напротив, вырос. Правительство таким образом хочет сохранить баланс – нефтяники смогут заработать на продажах за границу, а бюджет получит дополнительные деньги за счет налогового давления на внутреннем рынке.
Юрий Матвейко считает, что НДПИ пришлось повысить, чтобы поднять среднюю цену нефти до уровня Казахстана и Белоруссии, с которыми Россия с 1 января вступила в Евразийский экономический союз. Напомним, что этот союз среди прочего предусматривает свободное перемещение товаров, поэтому более дешевая российская нефть могла уходить в братские республики.
Цена нефти внутри страны выросла, но это не значит, что на столько же вырастет и топливо. По данным экспертов, в цене бензина затраты на нефть составляют 10-12%, примерно такая же доля приходится на транспортировку нефти до завода и ее переработку. То есть себестоимость бензина равняется четверти его цены. Еще 28% приходится на акциз, затраты на транспортировку до конечных потребителей и НДС. Получается 65-67%. Остальное – операционные затраты и прибыль оптовых и розничных продавцов. Причем рознице достается 5-7%.
Так насколько повысится стоимость бензина?
Юрий Матвейко прогнозирует, что с учетом повышения НДПИ, роста ж/д тарифов цена бензина вырастет на 4-5 рублей. То есть если не будет дополнительных негативных факторов, то к концу года Аи-92 может подняться до 35 рублей.
К негативным факторам можно отнести, например, дефицит топлива, связанный с тем, что ВИНКи попытаются увеличить реализацию бензина за границу, где он в пересчете на рубли значительно дороже. Дефицит может спровоцировать рост цен. Правда, Генпрокуратура получила распоряжение следить за ценами на лекарство и топливо, а ФАС мониторит ценообразование на АЗС, так что не забалуешь.
А вот если топливо будет продаваться на заправках дешевле среднерыночного, то, скорее всего, это означает, что оно некачественное. Правда, и сегодня около сотни АЗС края предлагают бензин на 3-4 рубля ниже средней цены. Обычно это бензин, произведенный на мини-заводах с нарушением регламента.
Справка
В Алтайском крае 540 АЗС, из которых 120 принадлежат "Роснефти" и
"Газпромнефти", остальные – независимым операторам, которых в
крае несколько десятков.
Источник: "АП"