Что теперь будет с видеорегистраторами: кризисный прогноз
В качестве вступления скажем пару слов о структуре рынка автомобильных гаджетов — в первую очередь видеорегистраторов и радар-детекторов, а также ФМ-модуляторов, автопылесосов, креплений для смартфонов, разветвителей прикуривателя и т.д.
Какие бывают гаджеты: китайские или совсем китайские
Основную часть этого рынка занимают компании ОЕМ-брендеры (от original equipment manufacturer), которые заказывают у китайских производителей уже полностью готовые модели, никак не участвуя в их разработке. Здесь представитель компании просто выбирает предложенные варианты готовых устройств, которые затем "брендирует" своей маркой — в ПО появляются "свои фирменные" заставки, логотип на корпусе, гаджет пакуется в коробку с названием марки и оригинальным оформлением.
Иногда, по договоренности, комплект может быть изменен — урезан или расширен. В остальном же это полностью китайский (реже корейский или тайваньский) продукт. Кстати, именно поэтому, в частности, среди видеорегистраторов существует множество моделей-"клонов" абсолютно идентичных по дизайну и функционалу устройств, различающихся только логотипами на корпусе. Типичные представители OEM-брендов — Texet, Ritmix, Supra, Shturmann, Airline и ParkCity.
Куда более узкий сегмент представляют компании ОDM-брендеры (от original design manufacturer), которые участвуют в создании дизайна устройств и в инженерных решениях электронной "начинки". Здесь азиатские заводы выполняют в основном роль сборщиков. Из ярких представителей ODM-марок стоит упомянуть Prestigio, Neoline, Explay, Mystery, Cansonic, Advocam, Highscreen, Mio и Carcam.
Разумеется, возможности самостоятельных решений и разработок ОDM-компаний тоже ограничены: если корпус азиаты могут сделать в принципе любой, то на уровне компонентов — процессоров, матриц и оптики, микроконтроллеров, дисплеев и прочего — приходится оперировать существующими решениями, строя из готовых "электронных кирпичей". Которые также продают за доллары... А в России устройства будут продаваться уже за рубли.
Таким образом, при росте курса доллара относительно
рубля прямо вырастают и конечные розничные цены на устройства. И здесь
перед компаниями, независимо от схемы работы — OEM или ODM, появляются
два полярных пути: либо сильно поднимать цены, либо снижать
себестоимость. Естественно, что компании выберут компромиссный третий
вариант и постараются так снизить себестоимость, чтобы не слишком
поднять цены.
Здесь сразу стоит оговориться: как-то заместить импорт силами российских производителей невозможно от слова "совсем". Увы, но отечественная потребительская радиоэлектронная промышленность отсутствует в принципе, да и развивать ее нет смысла, если в Китае можно заказать все и недорого. Даже с учетом изменившегося курса доллара. Но не оказать влияния на рынок этот валютный тренд, конечно же, не может, поэтому снижать себестоимость изделий придется.
Что теперь будет?
Здесь кроется основная проблема, которая ждет покупателя. Ибо снижение себестоимости означает одно — использование электронных компонентов худшего качества, применение различных дешевых аналогов, снижение входного и выходного технического контроля. Компании станут ориентироваться на производителей и поставщиков, которые предложат наименьшую цену. Китайские производители — известные мастера варьировать качество изготовления. Скажут сделать за 100 долларов — сделают, за 10 долларов — тоже без проблем.
Понятно, что все это происходило и до падения рубля и
каждая компания пыталась найти наиболее выгодный для себя вариант,
лавируя между двух зол: себестоимостью (соответственно, конечной ценой) и
качеством продукта. Но с падением рубля себестоимость продукта в
долларах у большинства компаний будет иметь решающее значение.
Поэтому вполне очевидно, что российский рынок автомобильных гаджетов (как впрочем и всей электроники и бытовой техники) в 2015 году захлестнет волна брака и низкокачественных изделий, к чему приведет использование при производстве более дешевых компонентов для снижения себестоимости устройств. При этом количество гарантийных сервис-центров у многих компаний будет урезано, а те что останутся, займут более жесткую позицию по поводу ремонта или обмена по гарантии. В том же духе будут вести себя и торговые сети. Розничные цены, тем не менее, вырастут уже в ближайшее время — по прогнозам примерно на 20-40 %.
В техническом плане у видеорегистраторов (как, впрочем, и у других электронных гаджетов) особенно пострадают средний и бюджетный ценовые сегменты. Здесь стремление снизить себестоимость и выставить наиболее "интересную" конкурентную розничную цену у компаний будет максимальным.
В ход пойдут все средства экономии, отчего качество
новых моделей (в плане той же видеосъемки у регистраторов) часто будет
хуже, чем у моделей годичной давности! По качеству изображения у
видеорегистраторов произойдет некий "откат в прошлое", и опять в среднем
сегменте мы часто будем наблюдать "мыльную картинку" и засвеченные
ночью номера. Снова расцветет интерполяция (программное растягивание
кадра), почти изжитая в среднем классе видеорегистраторов.
Ну и вполне очевидно, что целый ряд брендов в этой отрасли просто прекратит существование. Когда продукция становится некачественной и дорогой одновременно, оттока покупателей не может не произойти. Так что ассортимент девайсов уже совсем скоро станет намного беднее.
Что делать?
Прежде всего внимательно выбирать магазин или ресурс, где приобретается гаджет. Обязательно выяснить условия возможного возврата или обмена изделия, почитать о компании-продавце отзывы в Сети. Выбирая модель регистратора, непременно стоит поискать в Интернете видеотреки, записанные обычными пользователями (а не отредактированные проморолики на официальных сайтах), обязательно почитать отзывы об устройстве, что касается и прочих автогаджетов. В целом нас ждет трудный год, где выбор автоэлектроники и гаджетов по соотношению "цена-качество" будет очень непростым.