"Такого не было никогда" - Drom.ru о кризисе авторынка

К концу года в России на рынке автомобилей (новых и подержанных) сложились сильные тенденции, которые изменили привычный ход вещей

Все, что было в первой половине года, в начале осени утратило связь с реальностью. Тенденции осени раскрутились до максимума к декабрю. Такого на рынке не было никогда: продано все, за рубли, нового ничего нет. Впереди тоннель без света. 

Фото с сайта drom.ru

Если коротко суммировать основные тенденции на автомобильном рынке России осенью этого года, то главными темами стали три фактора. 

Первое — автомобили подешевели и продаются быстрее. Процесс ускорил пикирующий рубль. 
Второе — казахи и белорусы смели рынки Сибири и ЦФО, запустив ажиотажный спрос на машины.
Третье — запасы салонов распроданы, в шоу-румах неизвестность на будущий год.
"Звоночек" — в октябре-ноябре Россия импортировала рекордное количество пробежных "японок", почти по 100 тысяч каждый месяц. Такого не было с 2008 года. 

Что ждет нас в начале 2015 года? Читайте ниже в отчете Drom.ru по ценам на машины в России

Изменение стоимости новых и подержанных авто в России во втором полугодии 2014

Drom.ru проанализировал свыше полутора миллионов объявлений о продаже автомобилей за последние полгода от частников и от дилеров по всем федеральным округам и во всех ценовых категориях. Мы изучили динамику за шесть месяцев, за осень и за декабрь. Все меняется очень быстро: машины продаются все быстрее. Посмотрим вместе, что происходило с ценами и с торговлей летом и осенью уходящего года.

Второе полугодие 2014 по России показало:

1. Средняя цена автомобиля в России упала на 2,1%
2. Срок продажи сократился почти вдвое: с 47 до 24 дней
3. Средняя цена подержанного авто упала на 3,2%
4. Средняя цена нового авто упала на 1,9%
5. Средняя цена "правого руля" просела на 5%
6. Самые ходовые марки: Toyota, Лада, Nissan, Honda, Mitsubishi, Hyundai, Chevrolet, Ford, Kia и Volkswagen
7. Машины падали в цене во всех федеральных округах без существенных отличий

Как можно видеть, цены немного опустились, а покупательская активность выросла. И все это происходило, пока рубль был высоким. На рынке к самому началу ажиотажа от падения рубля сложились две взаимодополняющие тенденции: цены не растут, а рубли потихоньку дешевеют. И тут по осени жахнуло! Рубль стал стремительно дешеветь. В этой ситуации покупатели оказались готовы вкладывать деньги в автомобили охотнее, чем когда-либо. Настал удачный момент конвертировать рубли в имущество, которое по цене впало в ступор. Продавцы же на фоне ажиотажного спроса скидывали товар, ликвидность которого могла стать сомнительной уже через месяц-другой. Так ситуация развивалась, набирая обороты, в октябре-ноябре. 

В декабре средняя цена автомобиля в России упала на 1,9% по сравнению с ноябрем. Правый руль в начале декабря тоже уступил 1,3% ноябрьским ценам. Количество сделок по купле-продаже в декабре увеличилось вдвое по сравнению с ноябрем.

Источники спроса и конкуренция между покупателями за автомобиль

— Казахи и белорусы выгребают все
— Начался ажиотажный спрос на машины
— Дилеры стопорят продажи, чтобы пересмотреть цены
— Рынок подержанных авто пока заметно не поменял ценники

Всю осень спрос активно нагнетается казахстанцами в Сибири, а также белорусами в Москве. Первые уже практически полностью выпылесосили рынки Новосибирска и Омска, а также близлежащих городов. Еще в начале осени казахи начали скупать новые автомобили у официальных дилеров. Сейчас, разобрав все в салонах, они переключились на подержанные авто и идут вглубь региона.

С конца лета рубль уверенно падает. А в Белоруссии и в Казахстане на фоне низкого рубля местные машины стали "дороже", жителям соседних республик выгодней теперь брать авто в России и экономить от $2000 до $6000 в зависимости от модели автомобиля и его состояния: чем дороже авто, тем больше экономия. Белорусские автомобильные форумы полны историй о том, как съездить в Москву, купить там автомобиль в салоне или с рук и быстро пригнать его домой, заплатив только НДС, ставший очень скромным на фоне низкого рубля. Жители Казахстана, в свою очередь, пристально смотрят на подержанные автомобили в Новосибирске и Омске, а также на новые авто Москвы.

Корреспондент Drom.ru в Омске сообщает:

"Казахстанцы купили и покупают все подряд, просто сметают. Машин нет никаких. Остался один хлам. Все, что висело годами на рынке, никому не нужный 500-600-тысячерублевый сегмент просто порвали. Самые популярные авто у казахов — не старше 2011 года и обязательно Евро 4. Все началось с того момента, когда доллар перевалил за 50 руб. и с бешеной скоростью нас накрыло валом, в базарные дни на рынке одни казахстанцы: и стар, и млад, и перекупщики, и простые покупатели. В будни картинка практически не меняется. Например, проходная Toyota Camry будет продаваться примерно час-два, что можно сравнить по времени с продажей двух б/у зимних шин по сходной цене после выпадения первого снега. Продукция ВАЗ тоже пользуется спросом. Берут и непроходные на Казахстан (т.е. старше 2011 г.в. и не Евро 4), оформляют на российских родственников, выписывают доверенность на 99 лет и ездят в Казахстане. Берут даже "девятки" за 50 000 р. Новые ходовые авто в салонах выгребли за последнюю неделю все, салоны стоят пустые, как будто Мамай прошел. Одним словом — любой казахстанец сейчас в России после обмена долларов на рубли становится богатым человеком". 

Есть информация, что казахстанские дилеры пожаловались в российские представительства об упущенной прибыли. Последние спустили в свои дилерские сети по Россию просьбу не продавать казахастанцам. Drom.ru обзвонил салоны в Новосибирске и Омске и выяснил, что действительно есть случаи (пока единичные), когда дилер отказывает в продаже авто жителю Казахстана. Но... тут же предлагает ему услугу "мы свяжем вас с людьми, которые решат вашу проблему за 2% от суммы". Торговля идет вовсю, как говорится. Казахстанцы могут позволить себе не смотреть на цену: в секторе подержанных авто они выбирают по состоянию, а не по цене. Экспансия покупателей из Казахстана уже дошла до Екатеринбурга. 

В это время крупнейшие московские сети "Major Авто" и "Авилон" объявили о приостановке продаж автомобилей в связи с необходимостью скорректировать рублевые цены из-за ослабления рубля. Китайский производитель JAC перевел цены в "у.е.", чем вызвал полное непонимание со всех сторон. Land Rover не знает, будет ли он ввозить в 2015 году автомобили в Россию. В сомнениях относительно цен находится и Volkswagen. Если коротко — никто ничего не знает. Все в ступоре. 

Часть дилеров повысила в декабре цены на 20% и... всё продали. Относительно перспектив прогнозы не дают. Все собираются поднять цены, но кто-то хочет сработать немного в убыток, отстояв свою долю рынка, кто-то собирается закрыться. Точно можно говорить, что в 2015 году продажи новых машин практически встанут, сотрудников салонов отправят в отпуска. А это уже кризис по полной схеме. 

Реакция рынка подержанных авто на пике рубля: цены на месте, "японок" ввезли 100 тыс.

Рынок подержанных автомобилей выдержал волну спроса во все месяцы осени и в первый месяц зимы. Цены не росли и сейчас большей частью стоят на месте. Это связано прежде всего с тем, что весь предыдущий год рынки наполнялись машинами, которые плохо продавались. Drom.ru уже не первый год каждый месяц делает экспресс-обзор цен на машины по основным городам России — активной торговли не было более двух лет, а рынки затоваривались и затоваривались. Сейчас их сметают под ноль. В Сибири жители России конкурируют за авто с казахстанцами, в Москве с белорусами. В Забайкалье, на Дальнем Востоке и на Юге России пока спокойней — на рынке активны только местные, но продавцы сообщают, что им уже начали звонить из... Казахстана.

Интересным образом отреагировали импортеры подержанных японских автомобилей. Впервые с фатального для рынка повышения пошлин 2008 года осенью 2014 года в РФ было ввезено такое количество "японок". Данные торговой статистики Японии говорят о том, что в сентябре мы импортировали 91 000 автомобилей, а в октябре уже 102 000 машин. Данные за ноябрь еще не опубликованы, но и без них уже все понятно: продавцы решили воспользоваться последним шансом привезти в РФ машины "по старому рублю", а в новом году их будут продавать уже по новым ценам. Укрепления рубля не предвидится, а машины нужны всегда. 

Прогноз на начало 2015 года

— Машины подорожают. Новые поднимутся в цене минимум на 30%. Привычные нам "бюджетники" станут дорогими. 
— Машины в салонах практически кончились. И дилеры начали поднимать цены на остатки. В январе это примет массовый характер.
— Подержанные авто в цене пока не изменились. Старые привозы идут по старой цене. А новые машины поступают едва-едва. 
— Дорогие и популярные подержанные машины прибавляют в цене по 30 000 руб. Обычные в цене не изменились.
— Сейчас удобное "окно" продать старые запасы или купить машину. Оно закроется в течение максимум пары месяцев. Для новых авто такое "окно" уже закрыто.

Читайте полную версию на сайте