Как выбрать автомобиль, который вы будете действительно любить
Недавно для меня стало удивительным открытием, что многие автовладельцы, сменившие уже десятки машин, все еще ни на шаг не приблизились к своему идеалу. Меняя машину в очередной раз, они следуют советам друзей и знакомых, смотрят цены, что-то читают об их эксплуатации… В итоге сама покупка проходит как тест-драйв, а дальше идет долгая притирка к новой модели, и далеко не всегда оказывается, что выбор был сделан верный.
Больше всего такой подход напоминает выбор вкусной еды в магазине по цвету упаковки. Например, некоторые принципиально покупают все оранжевое, а кто-то считает, что ему подходят только продукты в упаковке по полкило и не меньше.
Чаще всего владелец расстается с машиной и из вполне довольного своим выбором водителя превращается в жесткого критика марки и модели. Так и проходит его автомобильная жизнь — от "немцев" к "японцам", с каникулами у "американцев", с легковушки на джип, с джипа на кроссовер и опять к легковушкам. Иногда он с теплотой вспоминает какую-то машину из прошлого, но частенько все ограничивается восхвалением текущего авто, которое тоже со временем заменит.
Часто машину меняют, потому что "хочется попробовать новое". Странно! Я-то всегда думал, что таких случаев есть аренда и дилерские тест-драйвы.
Я хочу рассказать, как не попасть в такой порочный круг. Что стоит сделать и чего надо избегать при выборе автомобиля. Попробовать избавиться от страха расходов и поломок и действительно получать удовольствие от машины.
Вредные советы
Помните такую книжку Григория Остера? Весело было ее читать… Зачастую можно было даже читать ее своим детям, ведь все понимали, что советы-то не всерьез. Взрослые и самостоятельные люди почему-то начинают слушать и давать точно такие же вредные советы при покупке машины, да и логика принятие решений мало отличается от детской.
Кто-то выбирает машину только одной из стран-производителей, не очень обращая внимания на марку и считая все конструкции заметно превосходящими конкурентов. Вот человек пытается покупать машины только одной марки, хотя сами модели разные, и между ними нет ничего общего. Более того, одна из них сделана в Корее, другая — в Англии.
Или решает, что машина должна быть определенного класса. И вот на замену автомобиля класса D он покупает одноклассника, но на десять лет "моложе", не особо обращая внимание на то, что машина намного больше того размера, который ему казался комфортным. И что машина на класс ниже будет комфортнее его старого авто, имеет больше опций и, в общем-то, по размеру даже чуть его превосходит, снаружи и внутри.
Вредны любые советы, которые заранее ограничивают выбор, ставя в узкие рамки условностей, которые так любимы маркетологами всех мастей, заранее выбирая себе нишу. Потому что в итоге они не оставят вам выбора.
Совет № 1:
Не выбирайте марку, тип кузова, происхождение, тип привода и класс авто.
Выбирайте ту функциональность, которую все эти вещи дают, проходимость, вместимость, комфорт, динамику, надежность, удобство обслуживания. Смотрите немного дальше ярлыков, ведь в современном автомобилестроении минивэн вполне может продаваться как кроссовер (SX4 new), а как кроссовер — обычный хэтчбек (Mercedes-Benz GLA). То, что продается как четырехдверное купе, вовсе не купе (Volkswagen Passat CC), а большая часть купе оказывается на поверку хэтчбеками.
Совет № 2:
Внимательно изучите все машины, которые вы можете приобрести и которые входят в сферу ваших интересов. Опробуйте их. И если хоть в одну вы влюбитесь, то все дальнейшее занудство будет уже не важным и лучше даже не дочитывать статью до конца.
Машина — как спутница жизни (для девушек, конечно же, спутник). Если любишь ее, то совершенно не обращаешь внимание на то, дорога ли эксплуатация, какие налоги, достаточно ли она престижна... Если есть радость от вождения или просто пребывание внутри салона греет глубоко внутри, то этого достаточно.
Надо владеть и стараться быть хорошим хозяином. Даже если это сложновато поначалу, любовь победит все препятствия.
Только прошу, не путайте это светлое чувство с желанием прикупить штуку подороже и покрасивее — люди склонны делать ошибки такого рода, и последствия бывают самые тяжелые. Если в голове мелькает мысль "вот продам через три года", то это точно не любовь, если только не хотеть такую же поновее. Да, этим машина выгодно отличается от человека. Когда она износилась, то можно купить такую же.
Продолжаете читать дальше? Тогда следующий совет.
Совет № 4:
Если какая-то машина просто нравится, подходит по средствам или характеристикам, то важным пунктом будет обязательная поездка, причем как за рулем, так и пассажиром.
Поездка нужна не одна, а несколько, на машинах в разных комплектациях и с разными моторами и коробками. Вы, может, и не профессиональный шофер, но по-настоящему оценить уровень комфорта и эргономику сможете только самостоятельно.
Не слушайте никого, смело открывайте дверь и садитесь за руль. Да, это способ сложнее и требует больше времени и сил, чем перелопатить сотни страниц в Интернете, но Всемирная сеть может лишь немного обозначить желания. А машина — очень многоплановая штука, в ней количество значимых факторов может превышать несколько сотен, если не тысяч, и кто знает, что будет определяющим именно для вас.
Не надо верить "тому парню", который может быть очень убедителен, не стоит верить даже мне лишь по той простой причине, что мы все тоже очень разные.
И если мне не нравится жесткий пластик и мягкие сиденья, то не факт, что у вас не будет другого мнения на этот счет или определяющим будет что-то совсем другое. Аромат, например. И настоятельно рекомендую поездить много раз, в разное время суток и в разном настроении, если такое можно подгадать. И лучше бы с приличной разницей во времени.
В пробных поездках можно оценить и тормоза, и насколько хорошо ваши водительские предпочтения и навыки совпадают с тем, что умеет машина.
Совет № 6:
В отношении предельных характеристик управляемости, работы тормозной системы лучше бы положиться на мнение профессионалов-спортсменов из профильных изданий, но никак не на медийных персонажей и простых водителей.
Возможно, вам будут смешны их рассуждения о поведении машины на скорости 200 км/ч в повороте и управлении скольжением, но поверьте, даже если вы сознательно избегаете таких режимов, как и все нормальные водители, это не значит, что такие режимы и ситуации будут избегать вас. И лучше вам узнать заранее о том, что может преподнести машина в критической ситуации.
Их мнение о безопасности, управляемости и тормозах должно быть приоритетным. На третьем месте после вашего и экспертного стоит мнение всех остальных. Практика показывает, что зачастую мнение окружающих резко расходится и с реальностью, и с мнением профессионалов, и это легко объяснимо. Навыки среднего водителя находятся на невысоком уровне, и его мнение о поведении машины в сложной ситуации формируется в зависимости от того, насколько правильно он действовал сам, от состояния машины и дороги. И сразу скажу: на мое мнение в этом вопросе можно положиться.
Совет № 7:
Внимательно изучите всю имеющуюся информацию об автомобиле, чтобы для вас не было потом никаких неожиданностей.
Если одна или несколько машин успешно прошли ваш тест-драйв, но у вас все еще есть сомнения, то стоит снова подключиться к Интернету. Если правильно искать, то можно получить данные и по устройству, и по особенностям эксплуатации машины. Об особенностях гарантии, проблемных узлах, стоимости ТО новых машин и стоимости типичных ремонтов старых
Если не торопиться, то можно ознакомиться с субъективными мнениями владельцев и даже узнать о жизненном пути некоторых экземпляров модели. Зачастую можно найти что-то интересное из эксплуатации автомобиля, его "родственников" и лучшие места для обслуживания. На этом этапе очень правильным решением будет обратиться к знающим людям, возможно, они смогут сэкономить вам немало времени. Подскажут что-то неочевидное или укажут на банальное. Если машина не новая, то помогут с ее диагностикой. На этом этапе стоит набрать информации для последнего испытания, попытки отрешиться от всего и оценить практичность своего выбора и свои возможности.
Совет № 8:
Когда вы уже почти готовы, оцените практичность своего выбора.
Это один из наиболее часто нарушаемых пунктов выбора. Большинство покупателей трактуют его слишком упрощенно. Ведь практичность, она не в минимальной стоимости эксплуатации и налогах. Это именно баланс параметров, которые отвечают за то, насколько машина подходит лично вам по комфорту, по проходимости, по удобству ее размещения, по стилю применения. По способам обслуживания авто, наконец. И уже в последнюю очередь, это вопрос о том, сколько вы готовы заплатить за весь набор характеристик и потянете ли весь комплект разом.
Это единственный пункт выбора, который требует для принятия решений сочетания максимума объективной информации и глубоко субьективных представлений о престиже. Самой большой ошибкой будет положиться на народную молву (вспомните хотя бы дурацкиеправила ФФФ, или "Каждая машина превращается в Опель"), которая не самом деле ничего не говорят о практике эксплуатации.
Даже толстые автомобильные журналы зачастую дают не самую точную информацию о конкретных моделях. Именно дефицит информации и крайняя недостоверность ряда характеристик заставляет будущего автовладельца ограничиться простыми табличными параметрами: размерами, расходом топлива, динамикой и еще чем-то, на самом деле имеющим весьма слабое отношение к реальности.
Как итог — попытка переложить оценку практичности выбора на других людей, зачастую некомпетентных или ангажированных. А практичность включает в себя слишком много субьективных параметров, так что выбор будет сделан не для вас, а для выбирающего. То есть этого самого некомпетентного человека.
И если первое приводит разве что к недовольству владельца, который мог бы себе позволить большее, то второе может вызвать и локальный дефолт в отдельно взятой семье. Машина — далеко не всегда только бензин, страховки и масло. Причем речь не идет даже о серьезных поломках! Часто стоимость комплекта резины может оказаться очень значительной величиной, особенно для не новой, но престижной машины. Просто отнеситесь к последнему пункту серьезно, чтобы радость покупки не омрачилась со временем.
Что в итоге?
Может быть, советы банальны и
не помогут сделать идеальный выбор сразу, но хотя бы попробуйте. Опыт
придет, можно будет дополнить эти простые советы еще десятком других,
более или менее важных. Просто не делайте "как все".