«АвтоВАЗ» выкупил у «Ростеха» завод по выпуску сборочных роботов

Как выяснили "Известия", крупнейший российский автопроизводитель "АвтоВАЗ" приобрел единственного в России поставщика сборочных роботов, штампов и пресс-форм для автопрома — Волжский машиностроительный завод (ВМЗ). Его компания продала в 2013 году за долги госкорпорации "Ростех" (контролирует 24,5% "АвтоВАЗа"). Возвращение под крыло "АвтоВАЗа" источники "Известий" связывают с интересом Renault Nissan, на который приходится 50% "АвтоВАЗа", в производстве штампов и пресс-форм для российских моделей концерна. Многотонные штампы и пресс-формы — одна из наиболее дорогих составляющих в автомобильном производстве, не каждый иностранный автопроизводитель имеет собственное производство штампов.

О том, что 31 октября в налоговую поданы документы на регистрацию ОАО "АвтоВАЗ" в качестве единственного участника ООО "ВМЗ", "Известиям" сообщили в дирекции по связям с общественностью "АвтоВАЗа". Последняя выписка по ВМЗ из единого госреестра юрлиц подтверждает, что он опять перешел в 100-процентную собственность "АвтоВАЗа".

Решение о продаже ВМЗ "Ростеху" было принято в 2012 году бывшим руководством волжского автогиганта во главе с Игорем Комаровым (руководил ВАЗом в 2009–2013 годах). Сделка была закрыта в октябре прошлого года. Согласно годовому отчету "АвтоВАЗа" за 2012 год, ВМЗ был оценен в 5 млрд рублей, однако в бухгалтерской отчетности по МСФО за I квартал 2013 года автогигант сообщил: "Общая сумма вознаграждения, полученная от выбытия (ВМЗ), составила 551 млн рублей". То есть всего лишь 11% от первоначально заявленной суммы. Более того, как следует из финотчетов "АвтоВАЗа" и картотеки арбитражных дел, тольяттинский автогигант в 2013 году сделал дополнительные инвестиции в ВМЗ — в виде передачи дебиторской задолженности в уставный капитал этого завода. Вазовцы переуступили ростеховским "дочкам" свои требования к контрагентам, по подсчетам "Известий", на общую сумму более 1,1 млрд рублей: например, речь об исках к ПХ "Автокомпоненты" (бывшая структура ВАЗа, выкупленная ОПК "Оборонпром" — дочкой "Ростеха", задолжала 785,9 млн рублей) и Скопинскому автоагрегатному заводу (собственность ПХ "Автокомпоненты" — 315 млн рублей).

— Он [ВМЗ] не является профильным для "АвтоВАЗа", так как производит технологическое оборудование, и будет передан "Ростеху" в счет погашения долга автозавода. Впоследствии предприятие станет органичной частью холдинга "РТ-Станкоинструмент" [ныне "Станкопром"], — заявляла в 2012-м пресс-служба "Ростеха". Госкорпорация сообщала, что ВМЗ наряду с другими активами был передан в счет погашения беспроцентного госкредита (78 млрд рублей), который в 2009–2011 годах государство предоставило автозаводу через "Ростех". Кстати, этот долг "АвтоВАЗа" перед бюджетом и "Ростехом" до сих пор не погашен, на конец 2013 года остаток долга составлял 26 млрд рублей.

Сумму обратного выкупа "АвтоВАЗ" не раскрывает. Опрошенные "Известиями" эксперты также затрудняются определить даже приблизительную стоимость завода. Объективной оценке препятствуют три наиболее важных обстоятельства: предприятие находится в предбанкротном состоянии, прогрессируют убытки (за 2011 год чистые убытки 30 млн рублей, в 2012-м — 560,9 млн рублей, в 2013-м — 822 млн рублей); завод в значительной степени ориентирован на одного клиента ("АвтоВАЗ"), который к тому же существенно сократил объем заказов; существенные долги перед кредиторами (минимум 134 млн рублей).

— Чтобы провести грамотную оценку, нужны расшифровки по всем основным средствам, которые находятся на балансе предприятия. Грубо говоря, на балансе земельный участок может висеть по номинальной стоимости — 100 тыс. рублей, а в реальности его цена — несколько миллионов рублей, — предположила Юлия Исакова, начальник отдела оценки имущества "Реал-Аудит-Консалтинга".

После вступления в состав "Станкопрома" (объединяет станкостроительные предприятия "Ростеха") количество сотрудников ВМЗ увеличилось с 4 тыс. до 6,2 тыс. человек. Впрочем, в течение года завод покинуло большое количество сотрудников, сейчас там числится около 3,5 тыс. человек, сообщил "Известиям" лидер Межрегионального профсоюза рабочих автопрома Вячеслав Ерепов. В марте у предприятия образовались долги по зарплате, около 23 млн рублей. Многие сотрудники отказывались выходить на работу до того момента, когда все долги будут выплачены, говорит Ерепов. Перед трудовым коллективом задолженность была частично погашена. Но уже в сентябре из-за налоговых недоимок ФНС Тольятти подала в Самарский арбитражный суд иск о признании ВМЗ банкротом. После уплаты в бюджет 49,5 млн рублей заводчанам удалось урегулировать проблемы с налоговиками.

— Приказа пока нет, но ожидается сокращение 850 человек. В уведомлении, которое я получил, сказано, что ожидаются массовые увольнения с ноября по февраль, — продолжает Ерепов. — Однако есть неофициальная информация, согласно которой "АвтоВАЗ" снизит численность рабочих до 1,5 тыс. человек.

Источник "Известий", знакомый с ситуацией на заводе, сообщил, что "АвтоВАЗ" заинтересован только в производстве штампов и оборудования пресc-форм, сборочные роботы ему не нужны. Многотонные штампы и пресс-формы считаются одним из самых капиталоемких составляющих в автопроизводстве. Один штамп рассчитан как раз на несколько лет работы (зависит от количества выштампованных деталей): зачастую смена поколений моделей авто в том или ином автоконцерне связана с заменой штампов, цены на прессы могут достигать нескольких сотен миллионов долларов.

— В этом оборудовании заинтересованы японцы из Nissan, которые уже работают на ВМЗ, — сообщил собеседник. По его словам, иностранцы уже сейчас налаживают на ВМЗ технологический процесс по выпуску оборудования для линии B0 (Renault Logan, Lada Largus, Nissan Almera). Источник также сообщил, что госкорпорация "Ростех" по-прежнему не теряет интереса к ВМЗ в надежде найти применение российским роботам для оборонных целей.

Косвенно эту мысль подтверждает и официальная позиция "Ростехнологий" по поводу продажи ВМЗ "АвтоВАЗу".

— Судьба ВМЗ до конца не определена, поэтому говорить о каких-либо параметрах этой сделки преждевременно, — сообщили "Известиям" в пресс-службе госкорпорации на вопросы о передаче ВМЗ обратно "АвтоВАЗу".

Наиболее логичный сценарий для ВМЗ на ближайшую перспективу — это цивилизованное банкротство, убежден Владислав Цепков, старший партнер адвокатского бюро "Юрлов и партнеры".

— Самый перспективный вариант для этого предприятия с огромными долгами — очищать его имущество от финансового бремени через процедуру банкротства. Безусловно, банкротство предполагает полное сокращение штата, но есть также процедуры типа замещения активов должника и финансового оздоровления, которые помогут сохранить требуемый коллектив, — заметил юрист.

История ВМЗ начинается с 1972 года, изначально он создавался как вазовское подразделение по выпуску генераторов и стартеров. Однако затем на заводе освоили производство фрезерных станков и первых автоматических манипуляторов. По-настоящему промышленные масштабы завод обрел после договора 1984 года с компанией Kuka Systems GmbH о создании лицензионного производства роботов. Правда, локализация свелась лишь к выпуску механических деталей роботов, всё программное обеспечение к ним приходилось закупать у немцев. С 2000-х завод получил название "Производство технологичного оборудования", ему передали мощности по выпуску штампов и прессов. Одним из последних крупных заказов ВМЗ были линии сборки Kalina/Priora в Тольятти и конвейер Granta в Ижевске. Помимо штампов, пресс-форм, различных металлообрабатывающих станков и роботов ВМЗ выпускает автомобильные жгуты и некоторые виды комплектующих для российских автокомпаний.

Читайте полную версию на сайте