Нужно ли «кипятить» автомобиль перед началом движения
Audi против ВАЗа
Прогревать или нет автомобиль после длительной (ночной) стоянки – вопрос, который давно преодолел рамки чисто технического и плавно перешёл в экзистенциально-философский. Особенно зимой. Казалось бы, все вопросы должны быть сняты конкретными пунктами документа, который регламентирует правила пользования автомобилем и называется "Руководство по эксплуатации". Документ этот вполне официальный, так как невыполнение его требований влечёт за собой, как минимум, "разборки" с дилером по поводу возможного гарантийного ремонта. А значит – этот документ должен иметь чёткие и даже юридически безупречные формулировки. И что мы видим на практике? А на практике даже сами автопроизводители, похоже, не знают – что делать с прогревом.
Возьмём, к примеру, один из самых популярных на нашем рынке (и производимый, кстати, в России) автомобиль Hyundai Solaris, и заглянем в его "Руководство по эксплуатации": "В условиях очень холодной погоды (при температуре ниже -18°С), или если автомобилем не пользовались несколько дней, дайте двигателю прогреться, не нажимая педаль акселератора".
После прочтения этого опуса вопросы остались? А куда они делись, если мы увидели только одно проявление конкретики, а именно – некую чёткую температурную границу. Но от этого – ни холодно, ни жарко. Хотя – скорее холодно. И что такое "дайте двигателю прогреться"? До какого значения указателя температуры? А что делать при -17°С? Можно заводить и сразу ехать?
Откроем аналогичный документ для автомобилей Audi: "Пока двигатель не достигнет рабочей температуры, избегайте повышенных оборотов, движения с полностью выжатой педалью акселератора и значительной нагрузки двигателя. Опасность повреждения двигателя!"
Тут уже вроде понятнее. Но опять некие абстрактные "повышенные обороты" и "значительная нагрузка". А вот следом идёт очень примечательная приписка, которая если не расставит всё на свои места, то хотя бы даст некое понимание – а что на самом деле кроется за модным трендом "запустил и сразу поехал"?
Цитируем: "Во избежание бесполезного выброса в атмосферу вредных веществ не прогревайте двигатель на холостом ходу. Сразу начинать движение". После прочтения последней фразы так и подмывает спросить инженеров концерна VAG и носителей столетних немецких инженерных традиций: И В -30°С ТОЖЕ??? Зато предельно понятно, о чем печётся производитель, зажатый в тиски экологических трендов – о полумифическом "бесполезном выбросе в атмосферу вредных веществ". Как будто при прогреве во время движения выбросов будет меньше.
А теперь посмотрим в сугубо российский документ, регламентирующий эксплуатацию автомобилей ВАЗ: "Движение автомобиля рекомендуется начинать на прогретом двигателе и частично прогретом масле в коробке передач". Как видим – другая крайность: сиди и жди, пока указатель не достигнет заветной середины шкалы. Впрочем, опять оставили лазейку в виде рекомендации, а не строго указания. Да ещё усугубили всё это необходимостью как-то следить за температурой масла в коробке. При отсутствии какого-либо прибора, эту температуру показывающего.
Странная забота
Итак, ни один автопроизводитель не даёт конкретных указаний – как вести себя в вышеуказанной ситуации. По сути – отдаёт эту проблему на откуп современному потребителю, который всё дальше отдаляется от потребности думать, и соотносить эти думы хотя бы с обрывками школьных знаний по физике.
Но для начала про экологию. Точнее – про повышенное вредное газообразование при прогреве, о котором так пекутся в Audi. Любой сложный механический агрегат имеет довольно узкий температурный диапазон использования и работы. Именно в этом диапазоне будет достигаться и оптимальные тяговые показатели, и расход топлива, и ресурс. Ну, и минимальные вредные выбросы.
В современном ДВС один из важнейших элементов, отвечающих за вредные выбросы – каталитический нейтрализатор. Он начинает эффективно работать только когда прогреется свыше 300°С. Холодный лямбда-зонд тоже не выдаёт корректный сигнал о содержании остаточного кислорода в выхлопе. А система управления двигателем подаёт в цилиндры богатую смесь. При таком раскладе о какой-либо чистоте выхлопа говорить бессмысленно.
Вот и появляются указания на начало движения сразу после запуска мотора. Ведь в движении катализатор прогреется быстрее, и быстрее начнёт дожигать вредные выбросы. А что творится в это время в зазорах между поршнем и цилиндром, толщина которых ещё далеко не оптимальна, и в картере, куда прорываются газы – это современного автопроизводителя совершенно не интересует. Более того: быстрее износится двигатель и коробка – быстрее купят новый автомобиль.
С современными автоматическими трансмиссиями на морозе тоже беда. Особенно с вариаторами. Ведь там тяговое усилие передаётся через так называемое "трение покоя" на крошечных поверхностях звеньев наборного ремня или торцов осей цепи. И эффективная (а главное – практически без износа) передача этого усилия происходит, только когда специальное масло выходит на расчётную вязкость. А выйдет только тогда, когда достаточно прогреется.
Что делать?
И что же делать? Ответ – греть до начала движения на холостых оборотах, но без излишнего фанатизма. И чем холоднее на улице – тем дольше греть. И греть до тех пор, пока не сдвинется с места стрелка указателя температуры (или до появления первого деления на жидкокристаллическом индикаторе). И только после этого ехать с соблюдением рекомендаций о небольших нагрузках до полного прогрева – до рабочей температуры.
В зимнее время, особенно после ночного снегопада, осуществить это необременительно. Ведь после запуска двигателя мы начнём счищать снег. И этого времени вполне хватит на первичный прогрев мотора и коробки. Кстати, не забудем также заранее включить обогрев сидений и остальные обогревы при их наличии. А вот на предмет включения "горячего" режима печки есть разногласия. Кто-то сразу ставит на максимум и тем самым увеличивает время прогрева, так как радиатор печки начинает отбирать у мотора первое тепло. Лично я перевожу регулятор температуры на максимум чуть позже – когда мотор уже наберёт тепловую инерцию.
Кстати, в Финляндии и Швеции зимой моторы после запуска НЕ греют. И вовсе не потому, что повально и скрупулёзно выполняют экологические рекомендации производителей типа Audi. Просто почти все автомобили там имеют электрообогрев двигателя и на ночь буквально включаются в розетку. Термостат поддерживает 50-60°С, что вполне достаточно для режима "завёл и сразу поехал". Интересно – когда в не менее холодной России начнут делать так же?