Подведены итоги круглого стола "О некоторых вопросах совершенствования бюджетной и налоговой политики в Алтайском крае".
Его в конце прошлой недели провели депутаты бюджетного комитета краевого Совета народных депутатов.
Первый вопрос данного заседания - "Проблемы взаимоотношений краевого бюджета с бюджетами городов и районов края". По словам председателя бюджетного Н. Рыжака, сейчас эти взаимоотношения держатся на основе выживания местных бюджетов, в то время как одна из главных задач межбюджетных отношений - увеличение бюджетов городов и районов края. Для этого, необходимо, во-первых, принять краевой Закон о межбюджетных отношениях. Во-вторых, в краевом бюджете должен быть создан фонд развития муниципальных образований. В-третьих, необходимо следить за исполнением установленных правил, - не давать дотаций больше, чем запланировано. Сейчас разработан проект развития межбюджетных отношений до 2005 года, и в ближайшие месяцы он будет утвержден. В основу проекта положено фактически существующее сейчас положение во взаимоотношениях краевого бюджета с бюджетами городов и районов края. Н. Рыжак обозначил задачу принять закон о межбюджетных отношениях при утверждении бюджета на 2002 год, при этом взаимоотношения краевого бюджета с бюджетами городов и районов края должны строиться на основе долгосрочности, стабильности, прозрачности, стабильности.
Глава администрации Родинского района, глава подкомитета по вопросам бюджетной и кредитной политики Сергей Тевонян в качестве основных назвал две проблемы межбюджетных отношений. Во-первых, это необходимость адекватной оценки доходной базы территорий, с учетом роста и падения в экономике, товарооборота и пр. В результате будет выявлен экономический потенциал районов, который должен использоваться максимально полно.
Во-вторых, в сфере межбюджетных отношений проблемы возникают из-за отсутствия на долгий период стабильных прозрачных отношений. Поскольку часто меняются правила, исчезает стимул работать по увеличению доходной базы районного бюджета. Также нет механизма стимулирования увеличения доходной части муниципального бюджета.
Заместитель председателя краевого Совета народных депутатов Борис Ларин указал на причины сложности проведения бюджетной политики в регионе. Во-первых, это скудность самого бюджета, из-за чего возникает необходимость, по его словам, "сиюминутного латания социальных дыр, а не работы на перспективу". Во-вторых, нестабильность политики на уровне федерации. В-третьих, в самом крае следует разработать Закон о распределении муниципальных и краевых средств. Сейчас этот вопрос включен в краевой бюджет, что может быть названо полумерой. Должна быть бюджетная поддержка социально-экономического положения муниципальных образований, что даст стимул развитию на местах, когда перевыполнение нормативов будет оставаться у производителей.
Председатель краевого комитета по финансам, налоговой и кредитной политики Андрей Юрин назвал причину неурегулирования отношений краевого бюджета с бюджетами городов и районов края в неурегулировании межбюджетных отношений в самой Российской федерации. В областях значительно различается среднедушевой доход, который в Алтайском крае один из самых низких, - 3,5 тысячи рублей. Для нивелирования различий по этому показателю централизуются налоги на добавочную стоимость. Краем получено 600 млн. рублей, - эти деньги направлены на выплату детских пособий, на финансовое обеспечение Закона об инвалидах. Таким образом, дотации краю выгодны, и они выполняются на 100 %. А. Юрин отметил, что актуальна задача заинтересовать бюджет районов работать над своей базой.
В связи с этим генеральный директор ГКУП "Алтайагропрод" Юрий Лунев подчеркнул, что фонд поддержки сельхозтоваропроизводителей должен заниматься не столько обеспечением их ГСМ и пр., но, главным образом, улучшением экономики муниципальных образований.
Глава администрации г. Новоалтайска Александр Янин высказал следующие пожелания. Во-первых, необходима стабилизация тарифов (например, на ГСМ); во-вторых, должна проводиться отчетность краевых программ; в-третьих, следует решить вопрос с пассажироперевозками, которые невозможно учитывать.
управляющий отделением Сбербанка РФ г. Заринска Александр Часовских считает, что должна быть рассмотрена расходная часть бюджета, в которой существует проблема расчета и справедливого распределения средств. Он предлагает сократить за счет укрупнения число муниципальных образований, что даст дополнительную сумму в бюджет. Данная мера позволит также улучшить управляемость территорий.
В итоге Н. Рыжак предложил создать рабочую группу по разработке проекта "О взаимоотношениях краевого бюджета с бюджетами городов и районов края" с учетом материалов круглого стола, и внести его на рассмотрение сессии краевого Совета народных депутатов в августе или сентябре для первого чтения.
На заседании круглого стола обсуждался также вопрос оптимизации расходов консолидированного бюджета края на финансирование жилищно-коммунального хозяйства.
Н. Рыжак сообщил, что более 30 % средств бюджета края направлено на финансирование ЖКХ. Но эти средства недостаточны для проведения реконструкции предприятиями ЖКХ своих производственных мощностей. Такая ситуация сложилась, в частности, из-за того, что проводится неправильная политика в уровне оплаты коммунальных услуг - без зависимости от доходов семьи. Для некоторых семей оплата 60 % затрат на коммунальные услуги - большая сумма, для других не будут значительной нагрузкой все 100 %. Поэтому высказывается предложение ввести адресную оплату на основе социального паспорта семьи. Таким образом, произойдет дифференциация жителей по уровню дохода.
Дан к рассмотрению следующий механизм реализации данного предложения: во-первых, на краевом уровне принимается правовая база. Во-вторых, на местах определяется доля дотирования ЖКХ. В-третьих, вводится порядок компенсации. Так, по существующим нормативам компенсация предоставляется тем, у кого доля затрат на оплату коммунальных услуг составляет более 20 % общего дохода семьи. Для получения социального паспорта семьи она до января 2002 года должна предоставить необходимые документы: справку о подтверждении низкого уровня доходов; справку об отсутствии приносящего доход имущества.
По словам заместителя главы администрации края, курирующего вопросы ЖКХ, Владимира Германенко, в отрасли сложилось критическое положение, - в бюджете нет средств на поддержание хозяйства в рабочем порядке. По краю снизилась доля финансирования ЖКХ с 30% в 2000 г. до 21 % в 2001 г. При этом долг хронических неплательщиков отрасли составил 800 млн. рублей. Поэтому актуальной является задача заставить платить богатых - больше, а бедным предоставить льготы. На данный момент в крае субсидии получает только 2 % населения. Порядок ее выдачи - предъявительский: плательщик предоставляет заявление и справку о доходах семьи, где сумма коммунальных платежей должна превышать 19 %. Справка дается с места работы, и там же проверяется ее достоверность. В. Германенко высказал прогноз, что при 100 % оплаты по краю будет 35-40 % субсидий. По плану в 2001 году доля населения в оплате коммунальных услуг должна составить 90 %, в 2002 году - 100 %. Он подчеркнул, что край теряет 520 млн. рублей трансферта в год из-за невыполнения федерального стандарта 80 % в оплате коммунальных услуг населением. Поэтому В. Германенко подчеркнул важность дифференцированного подхода при выдаче субсидий, социальных паспортов. Также он указал на задачу создания как можно большего числа кондоминимумов, на которые будет возложен контроль за деятельностью работников ЖКХ.
Генеральный директор "ЗАО Водоканал Барнаула" Анатолий Кротов отметил, что повышать тарифы нельзя, так как доходная часть ЖКХ низкая, поэтому ухудшается качество коммунальных услуг, - оно становится несопоставимым с их стоимостью. Так, по мировому стандарту 1 кубометр питьевой воды стоит (по затратам на очистку) 1 доллар, в России - 2,5 рубля. Плохое качество воды вызывает ухудшение состояния водопроводных сетей. Поэтому сейчас важнее сокращать потери воды, тепла и электроэнергии, чем наращивать мощности.
Глава администрации г. Бийска Геннадий Карпушкин предложил сделать фиксированный тариф на все услуги, а от него высчитывать проценты, которые будет платить та или иная территория, в зависимости от социального паспорта района (города), который существует уже сейчас.
Сергей Старовойтов, генеральный директор ОАО "Алейскзернопродукт", подчеркнул, что при повышении тарифов работодатель должен повышать заработную плату сотрудников предприятия. В Алейске уже сейчас доля оплаты коммунальных услуг от доходов семьи выше, чем в среднем по краю: 15 % относительно краевого показателя в 9 %.
Николай Рыжак подвел итог по данному вопросу. Было высказано два предложения: во-первых, создать рабочую группу из представителей администрации, управления МНС по краю, комитета по бюджету, налоговой и кредитной политике с целью разработки рамочного законопроекта о социальном паспорте города (района) как основы внедрения дифференцированной системы оплаты жилищно-коммунальных услуг в зависимости от уровня доходов. Во-вторых, разработать изменения и дополнения нормативных актов по оплате жилищно-коммунальных услуг. Решение группы внести на рассмотрение сессии краевого Совета народных депутатов в августе-сентябре текущего года.