"Автовзгляд": экипажи ДПС на дорогах нужнее, чем камеры видеофиксации
С тех пор, как камерам фотофиксации нарушений отдают
все больше территории для контроля за водителями, патрулей ГИБДД на
улицах и трассах становится все меньше. И это приводит, как ни странно, к
росту нарушений ПДД. О пользе живых инспекторов дорожного движения рассуждает корреспондент Автовзгляда Светлана Алеева.
Навигатор "Яндекса" "пиликает" на камеры и большая часть машин в потоке резко снижает скорость чуть ли не до 50 км/ч, чтобы незаметно проползти подконтрольный электронике участок. А затем снова набирает скорость, превышающую допустимый лимит больше, чем даже на "вежливые" 20 км/ч. Ночью, когда пробок почти не остается, на больших московских перекрестках нужно быть внимательным, как в анекдоте про грузинского таксиста – ведь красный светофор некоторым не помеха для движения. И проезды на запрещающий сигнал заметно участились, когда инспекторов с улиц стали вытеснять камеры фотофиксации нарушений, которые, впрочем, легко обмануть. И все чаще меня, как законопослушного водителя, посещают мысли, что ГИБДД надо вернуть на дороги. Ну не могут наши люди без живого контроля.
Камеры не отнимают время
Бездушные камеры не останавливают слишком торопящегося водителя, не просят пройти в машину, не составляют протокол и не тратят время на прочие формальности. И этот их плюс оборачивается поводом для безнаказанности: ведь пролететь под "Стрелкой" можно сейчас, а разбираться с наказанием придется позже. Многих страшит сам разговор с людьми в форме, а что бояться камеру?
Взяточничество? Да, камерам это не свойственно. Но, кажется, российские водители уже пришли к выводу, что взятки выпрашивают у тех, кто сам очень хочет их дать. И вот тот водитель на черном кроссовере, только что заставивший меня тормозить в пол, не поехал бы на красный сигнал, только чтобы не давать взятку патрулю на перекрестке. Но камер здесь нет, он это прекрасно знает, так что зачем соблюдать Правила?
Камеры всегда на одном месте
Точки установки камер ни для кого не секрет, да и видно их издалека, а перед многими и предупреждающие знаки стоят, что дает время убавить драйверски-хулиганский пыл и начать вести себя прилично. Более того, эти места отмечены в навигационных системах. И если раньше по какой-нибудь набережной Яузы с ограничением в 40 км/ч на опасных изгибах большинство снижали скорость, зная, что за любым поворотом могут быть гаишники, то сейчас в этом нет смысла – тормозят только перед камерами. Пусть Спиди-гонщик свалится в реку, мне не жалко. Но я не хочу, чтобы в своей безнаказанной игре в шашке он ненароком снес мою машину.
Поехать по автобусной полосе? Да нет проблем, ведь ближайшая камера будет только у моста, так что нарушитель успеет втиснуться обратно в поток, чтобы затем снова лезть на выделенку для общественного транспорта.
Камеры не лишают "прав"
Те нарушения ПДД, которые предполагают в виде наказания альтернативу между штрафом и лишением водительского удостоверения, уже не так страшны, если их "засекает" камера. Ведь в этом случае нарушитель обойдется штрафом по умолчанию.
Обгон через сплошную? Сейчас это происходит значительно чаще, особенно на загородных дорогах, вьющихся через леса, где камеры редкость. Тем более, что с января 2014 года появился альтернатива лишенке в виде штрафа. Даже статистика ГИБДД утверждает, что таких нарушений стало больше.
Камер боятся меньше
Штрафы с камер приходят в виде постановления по почте. И даже те, кто их получает, зачастую не считают нужным их оплачивать, не воспринимают серьезно. "Штрафы с камер? Дома лежат конверты. Но я оплачиваю только те штрафы, которые мне выдали на руки гаишники", — сказала мне как-то подруга.
Камеры штрафуют не за все
Но главная беда — камеры не универсальны и штрафуют практически только за нарушение скоростного режима и проезд по полосе для общественного транспорта. Проверка документов, тонировки стекол или пьяных водителей им недоступна, что уж говорить даже о проезде на красный сигнал светофора или пересечение стоп-линии, хотя научить распознавать такие проступки их обещают давно.
Получается, что многие запреты просто бесполезны. Можно спокойно выпить шампанского на корпоративе и поехать на дачу, так как даже стационарных постов ГИБДД на выезде из города (а уж на трассе и подавно) становится все меньше. И даже системы, которые якобы могут вычислить пьяного водителя в машине, зафиксировав выдыхаемый воздух на расстоянии, не сможет за это оштрафовать. Зато на дороги опять вернулись автомобили с затонированными стеклами.
…Статистика ГИБДД по нарушениям Правил дорожного движения за первое полугодие 2014 года как будто рапортует об успехах — их количество впервые за долгое время сократилось, причем на треть. И в общем числе проступков водителей стало больше тех, что зафиксировали камеры — ведь их на дорогах становится все больше и это логично. А вот общее снижение показателя не говорит ли о том, что просто меньше нарушителей ловят обычные гаишники, которых убирают с дорог? Хотя, если по гамбургскому счету, тут все ясно — камеры приносят региональным бюджетам миллиардную прибыль. До дорожной ли тут безопасности?..