За что лишают прав невнимательных водителей

Корреспондент "Свободной прессы" Артем Краснов вспоминает неявные пункты правил, которые любят сотрудники ГИБДД

Мы все зазубрили смысл знака 3.20 "Обгон запрещен" и двойной сплошной линии. Однако вас могут лишить прав в ситуации, когда вы в самом деле не хотели ничего нарушать, а вышло "как-то случайно". Вот несколько советов, как этого избежать.

За что именно наказывают?

Некоторые ошибочно считают, что сотрудники ГИБДД "впаивают" штраф 5000 рублей или лишение прав за "пересечение сплошной линии". Запомните — такого наказания в КоАП нет в принципе, а точная формулировка звучит так: "Выезд на полосу встречного движения в нарушения правил".
Например, если вы начали обгон в зоне прерывистой разметки, затем проехали по встречке фрагмент сплошной и вернулись в свою полосу опять через прерывистую, вас обвинят в нарушении и будут правы. Вроде бы, вы не пересекали сплошной линии, но находились на встречной полосе там, где это запрещает разметка, так что готовьтесь досконально изучить п. 12.15 КоАП, ч.4. То же самое касается обгонов, при которых водитель не успел вернуться на свою полосу до начала сплошной линии или знака 3.20. Логика водителя понятна: я же не успел чуть-чуть... И тем не менее, практика российских судов почти всегда не в пользу водителя. Поэтому перед началом обгона убедитесь, что он разрешен на всей дистанции маневра. А сделать это не всегда просто...

Коварные перекрестки


Попасться можно в самой рутинной ситуации. Скажем, вы вышли на обгон неподалеку от знака "Пересечение неравнозначных дорог", двигаясь по федеральной трассе. Понятно, что "федералка" - главная дорога, а обгон на нерегулируемых перекрестках при движении по главной не запрещен. Так в чем проблема?


Проблема в том, что при определенной интенсивности движения на пересекаемой второстепенке дорожники имеют право нарисовать по 40 метров сплошной линии по обе стороны от перекрестка. Зацепив эту линию на возвращении или пролетев весь перекресток по встречке, вы попадаете под статью 12.15 КоАП, ч.4.


Как этого избежать? Самый надежный способ: не обгонять после знаков 2.3.1.-2.3.7 "Пересечение со второстепенной дорогой". За городом они устанавливаются за 150-300 метров до перекрестка, а с учетом 40 метров сплошной — это 110-260 метров. Дистанция, достаточная для обгона тихохода, но зачастую слишком маленькая для полноценного маневра.

Кроме того, с этой дороги аккурат под вас может вывернуть другая машина, которую вы не заметите из-за обгоняемой фуры. Равно как не заметит вас и она.
Также напомним, что обгон запрещен на любых регулируемых перекрестках.

Железнодорожные переезды

Это вы все помните: обгонять нельзя не только перед жэ-дэ путями, но также за 100 метров до них. А можно ли, скажем, объехать по встречке пробку, которая выстроилась перед шлагбаумом? За 100 метров до переезда и ближе — нельзя, потому что такой маневр тоже будет интерпретирован, как обгон. Другое дело, если машина впереди сломалась: тогда в случае поимки вам, скорее всего, будет грозить статья 12.15 КоАП, ч.3 — штраф 1500 рублей.
Также стоит помнить, что если за городом знак "Железнодорожный переезд" устанавливается за 150-300 метров до объекта, то в городе — за 50-100 метров, то есть, фактически, равносилен знаку запрета обгона.


Не игнорируйте и заброшенные железнодорожные пути: даже если они вросли в асфальт и сам путь закрыт шлагбаумами, правила на них действуют стандартные, и обгон запрещен.


Обгон в зонах с ограниченной видимостью


Это касается обгона в конце подъемов, на опасных поворотах и других участках с ограниченной видимостью.
С опасными поворотами все относительно просто: за городом на расстоянии 150-300 метров они обозначаются знаками, и фактически, вам не стоит выходить на обгон после них. Нередко в самих опасных поворотах есть разметка и знаки, запрещающие обгон, но даже если их нет, выезжать на встречную полосу на подобных закруглениях дороги нельзя.


Что касается "других участков с ограниченной видимостью", внятного определения этого термина в ПДД нет. А то, которое есть, вряд ли применимо на практике: ""Ограниченная видимость" - видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами". Короче говоря, много слов и никакой конкретики.


Например, ГОСТ 52289-2004 при скорости движения потока 90 км/час ограниченной считается видимость на расстоянии менее 300 метров. Кстати, 300 метров — это некая среднестатистическая дистанция, которая требуется легковой машине для обгона грузовика без явных нарушений скорости. Понятно, что цифра очень условия и все зависит от длины фуры, динамичности вашей машины, скоростей.


При этом имейте в виду следующее: в зонах с ограниченной видимостью вам нужно видеть более чем на условные 300 метров. Почему? Предположим, что вы вышли на обгон за 350 метров до конца подъема и уверены, что успеете вернуться в свою полосу до вершины. Теперь представьте, что в самый разгар маневра из-за горизонта появляется другая машина, несущаяся на огромной скорости. Расстояние, которое остается у вас для завершения маневра, окажется значительно меньше того, что вы отмерили себе. И это - типичный сценарий тяжелого "крэша".


Поэтому в зонах с ограниченной видимостью необходимо воздержаться от обгона. К таким зонам относятся и коварные "провалы" рельефа, когда казалось бы прямая дорога на каком-то участке уходит вниз на 2-3 метра. В этой низине вполне может скрываться невидимый автомобиль, и водитель должен уметь распознавать подобные особенности рельефа.


Мосты


Обгон на них запрещен вне зависимости от разметки и знаков, но проблема в том, что мосты далеко не всегда похожи на сооружения, типа Golden Gate или висячего моста Акаси-Кайкё. В России мостом может оказаться небольшая конструкция, перекинутая через иссохшее русло давно забытой реки, и тем не менее, обгон на ней запрещен. Выработайте у себя привычку распознавать такие сооружения. Барьерные заграждения, характерная особенность рельефа (мосты часто находятся в "морщинах" между склонами холмов), табличка с названием реки — все это должно заставить вас подумать дважды перед обгоном.


Пешеходные переходы


Здесь ситуация еще коварнее: вообще-то обгон на переходах не запрещен, но при одном условии — на них нет пешеходов. Обгон в таких местах потенциально опасен, поэтому лучше от него воздержаться в принципе.
Кроме того, при определенной интенсивности пешеходного потока, переход может соседствовать с участком сплошной линии, что запрещает обгон уже безотносительно наличия "двуногих".

За что лишают прав невнимательных
Вспоминаем неявные пункты правил, которые любят сотрудники ГИБДД
Мы все зазубрили смысл знака 3.20 "Обгон запрещен" и двойной сплошной линии. Однако вас могут лишить прав в ситуации, когда вы в самом деле не хотели ничего нарушать, а вышло "как-то случайно". Вот несколько советов, как этого избежать.
За что именно наказывают?
Некоторые ошибочно считают, что сотрудники ГИБДД "впаивают" штраф 5000 рублей или лишение прав за "пересечение сплошной линии". Запомните — такого наказания в КоАП нет в принципе, а точная формулировка звучит так: "Выезд на полосу встречного движения в нарушения правил".
Например, если вы начали обгон в зоне прерывистой разметки, затем проехали по встречке фрагмент сплошной и вернулись в свою полосу опять через прерывистую, вас обвинят в нарушении и будут правы. Вроде бы, вы не пересекали сплошной линии, но находились на встречной полосе там, где это запрещает разметка, так что готовьтесь досконально изучить п. 12.15 КоАП, ч.4. То же самое касается обгонов, при которых водитель не успел вернуться на свою полосу до начала сплошной линии или знака 3.20. Логика водителя понятна: я же не успел чуть-чуть... И тем не менее, практика российских судов почти всегда не в пользу водителя. Поэтому перед началом обгона убедитесь, что он разрешен на всей дистанции маневра. А сделать это не всегда просто...
Коварные перекрестки
Попасться можно в самой рутинной ситуации. Скажем, вы вышли на обгон неподалеку от знака "Пересечение неравнозначных дорог", двигаясь по федеральной трассе. Понятно, что "федералка" - главная дорога, а обгон на нерегулируемых перекрестках при движении по главной не запрещен. Так в чем проблема?
Проблема в том, что при определенной интенсивности движения на пересекаемой второстепенке дорожники имеют право нарисовать по 40 метров сплошной линии по обе стороны от перекрестка. Зацепив эту линию на возвращении или пролетев весь перекресток по встречке, вы попадаете под статью 12.15 КоАП, ч.4.
Как этого избежать? Самый надежный способ: не обгонять после знаков 2.3.1.-2.3.7 "Пересечение со второстепенной дорогой". За городом они устанавливаются за 150-300 метров до перекрестка, а с учетом 40 метров сплошной — это 110-260 метров. Дистанция, достаточная для обгона тихохода, но зачастую слишком маленькая для полноценного маневра.
Кроме того, с этой дороги аккурат под вас может вывернуть другая машина, которую вы не заметите из-за обгоняемой фуры. Равно как не заметит вас и она.
Также напомним, что обгон запрещен на любых регулируемых перекрестках.
Железнодорожные переезды
Это вы все помните: обгонять нельзя не только перед жэ-дэ путями, но также за 100 метров до них. А можно ли, скажем, объехать по встречке пробку, которая выстроилась перед шлагбаумом? За 100 метров до переезда и ближе — нельзя, потому что такой маневр тоже будет интерпретирован, как обгон. Другое дело, если машина впереди сломалась: тогда в случае поимки вам, скорее всего, будет грозить статья 12.15 КоАП, ч.3 — штраф 1500 рублей.
Также стоит помнить, что если за городом знак "Железнодорожный переезд" устанавливается за 150-300 метров до объекта, то в городе — за 50-100 метров, то есть, фактически, равносилен знаку запрета обгона.
Не игнорируйте и заброшенные железнодорожные пути: даже если они вросли в асфальт и сам путь закрыт шлагбаумами, правила на них действуют стандартные, и обгон запрещен.
Обгон в зонах с ограниченной видимостью
Это касается обгона в конце подъемов, на опасных поворотах и других участках с ограниченной видимостью.
С опасными поворотами все относительно просто: за городом на расстоянии 150-300 метров они обозначаются знаками, и фактически, вам не стоит выходить на обгон после них. Нередко в самих опасных поворотах есть разметка и знаки, запрещающие обгон, но даже если их нет, выезжать на встречную полосу на подобных закруглениях дороги нельзя.
Что касается "других участков с ограниченной видимостью", внятного определения этого термина в ПДД нет. А то, которое есть, вряд ли применимо на практике: ""Ограниченная видимость" - видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами". Короче говоря, много слов и никакой конкретики.
Например, ГОСТ 52289-2004 при скорости движения потока 90 км/час ограниченной считается видимость на расстоянии менее 300 метров. Кстати, 300 метров — это некая среднестатистическая дистанция, которая требуется легковой машине для обгона грузовика без явных нарушений скорости. Понятно, что цифра очень условия и все зависит от длины фуры, динамичности вашей машины, скоростей.
При этом имейте в виду следующее: в зонах с ограниченной видимостью вам нужно видеть более чем на условные 300 метров. Почему? Предположим, что вы вышли на обгон за 350 метров до конца подъема и уверены, что успеете вернуться в свою полосу до вершины. Теперь представьте, что в самый разгар маневра из-за горизонта появляется другая машина, несущаяся на огромной скорости. Расстояние, которое остается у вас для завершения маневра, окажется значительно меньше того, что вы отмерили себе. И это - типичный сценарий тяжелого "крэша".
Поэтому в зонах с ограниченной видимостью необходимо воздержаться от обгона. К таким зонам относятся и коварные "провалы" рельефа, когда казалось бы прямая дорога на каком-то участке уходит вниз на 2-3 метра. В этой низине вполне может скрываться невидимый автомобиль, и водитель должен уметь распознавать подобные особенности рельефа.
Мосты
Обгон на них запрещен вне зависимости от разметки и знаков, но проблема в том, что мосты далеко не всегда похожи на сооружения, типа Golden Gate или висячего моста Акаси-Кайкё. В России мостом может оказаться небольшая конструкция, перекинутая через иссохшее русло давно забытой реки, и тем не менее, обгон на ней запрещен. Выработайте у себя привычку распознавать такие сооружения. Барьерные заграждения, характерная особенность рельефа (мосты часто находятся в "морщинах" между склонами холмов), табличка с названием реки — все это должно заставить вас подумать дважды перед обгоном.
Пешеходные переходы
Здесь ситуация еще коварнее: вообще-то обгон на переходах не запрещен, но при одном условии — на них нет пешеходов. Обгон в таких местах потенциально опасен, поэтому лучше от него воздержаться в принципе.
Кроме того, при определенной интенсивности пешеходного потока, переход может соседствовать с участком сплошной линии, что запрещает обгон уже безотносительно наличия "двуногих".
Читайте далее: https://svpressa.ru/auto/article/96442/

За что лишают прав невнимательных
Вспоминаем неявные пункты правил, которые любят сотрудники ГИБДД
Мы все зазубрили смысл знака 3.20 "Обгон запрещен" и двойной сплошной линии. Однако вас могут лишить прав в ситуации, когда вы в самом деле не хотели ничего нарушать, а вышло "как-то случайно". Вот несколько советов, как этого избежать.
За что именно наказывают?
Некоторые ошибочно считают, что сотрудники ГИБДД "впаивают" штраф 5000 рублей или лишение прав за "пересечение сплошной линии". Запомните — такого наказания в КоАП нет в принципе, а точная формулировка звучит так: "Выезд на полосу встречного движения в нарушения правил".
Например, если вы начали обгон в зоне прерывистой разметки, затем проехали по встречке фрагмент сплошной и вернулись в свою полосу опять через прерывистую, вас обвинят в нарушении и будут правы. Вроде бы, вы не пересекали сплошной линии, но находились на встречной полосе там, где это запрещает разметка, так что готовьтесь досконально изучить п. 12.15 КоАП, ч.4. То же самое касается обгонов, при которых водитель не успел вернуться на свою полосу до начала сплошной линии или знака 3.20. Логика водителя понятна: я же не успел чуть-чуть... И тем не менее, практика российских судов почти всегда не в пользу водителя. Поэтому перед началом обгона убедитесь, что он разрешен на всей дистанции маневра. А сделать это не всегда просто...
Коварные перекрестки
Попасться можно в самой рутинной ситуации. Скажем, вы вышли на обгон неподалеку от знака "Пересечение неравнозначных дорог", двигаясь по федеральной трассе. Понятно, что "федералка" - главная дорога, а обгон на нерегулируемых перекрестках при движении по главной не запрещен. Так в чем проблема?
Проблема в том, что при определенной интенсивности движения на пересекаемой второстепенке дорожники имеют право нарисовать по 40 метров сплошной линии по обе стороны от перекрестка. Зацепив эту линию на возвращении или пролетев весь перекресток по встречке, вы попадаете под статью 12.15 КоАП, ч.4.
Как этого избежать? Самый надежный способ: не обгонять после знаков 2.3.1.-2.3.7 "Пересечение со второстепенной дорогой". За городом они устанавливаются за 150-300 метров до перекрестка, а с учетом 40 метров сплошной — это 110-260 метров. Дистанция, достаточная для обгона тихохода, но зачастую слишком маленькая для полноценного маневра.
Кроме того, с этой дороги аккурат под вас может вывернуть другая машина, которую вы не заметите из-за обгоняемой фуры. Равно как не заметит вас и она.
Также напомним, что обгон запрещен на любых регулируемых перекрестках.
Железнодорожные переезды
Это вы все помните: обгонять нельзя не только перед жэ-дэ путями, но также за 100 метров до них. А можно ли, скажем, объехать по встречке пробку, которая выстроилась перед шлагбаумом? За 100 метров до переезда и ближе — нельзя, потому что такой маневр тоже будет интерпретирован, как обгон. Другое дело, если машина впереди сломалась: тогда в случае поимки вам, скорее всего, будет грозить статья 12.15 КоАП, ч.3 — штраф 1500 рублей.
Также стоит помнить, что если за городом знак "Железнодорожный переезд" устанавливается за 150-300 метров до объекта, то в городе — за 50-100 метров, то есть, фактически, равносилен знаку запрета обгона.
Не игнорируйте и заброшенные железнодорожные пути: даже если они вросли в асфальт и сам путь закрыт шлагбаумами, правила на них действуют стандартные, и обгон запрещен.
Обгон в зонах с ограниченной видимостью
Это касается обгона в конце подъемов, на опасных поворотах и других участках с ограниченной видимостью.
С опасными поворотами все относительно просто: за городом на расстоянии 150-300 метров они обозначаются знаками, и фактически, вам не стоит выходить на обгон после них. Нередко в самих опасных поворотах есть разметка и знаки, запрещающие обгон, но даже если их нет, выезжать на встречную полосу на подобных закруглениях дороги нельзя.
Что касается "других участков с ограниченной видимостью", внятного определения этого термина в ПДД нет. А то, которое есть, вряд ли применимо на практике: ""Ограниченная видимость" - видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами". Короче говоря, много слов и никакой конкретики.
Например, ГОСТ 52289-2004 при скорости движения потока 90 км/час ограниченной считается видимость на расстоянии менее 300 метров. Кстати, 300 метров — это некая среднестатистическая дистанция, которая требуется легковой машине для обгона грузовика без явных нарушений скорости. Понятно, что цифра очень условия и все зависит от длины фуры, динамичности вашей машины, скоростей.
При этом имейте в виду следующее: в зонах с ограниченной видимостью вам нужно видеть более чем на условные 300 метров. Почему? Предположим, что вы вышли на обгон за 350 метров до конца подъема и уверены, что успеете вернуться в свою полосу до вершины. Теперь представьте, что в самый разгар маневра из-за горизонта появляется другая машина, несущаяся на огромной скорости. Расстояние, которое остается у вас для завершения маневра, окажется значительно меньше того, что вы отмерили себе. И это - типичный сценарий тяжелого "крэша".
Поэтому в зонах с ограниченной видимостью необходимо воздержаться от обгона. К таким зонам относятся и коварные "провалы" рельефа, когда казалось бы прямая дорога на каком-то участке уходит вниз на 2-3 метра. В этой низине вполне может скрываться невидимый автомобиль, и водитель должен уметь распознавать подобные особенности рельефа.
Мосты
Обгон на них запрещен вне зависимости от разметки и знаков, но проблема в том, что мосты далеко не всегда похожи на сооружения, типа Golden Gate или висячего моста Акаси-Кайкё. В России мостом может оказаться небольшая конструкция, перекинутая через иссохшее русло давно забытой реки, и тем не менее, обгон на ней запрещен. Выработайте у себя привычку распознавать такие сооружения. Барьерные заграждения, характерная особенность рельефа (мосты часто находятся в "морщинах" между склонами холмов), табличка с названием реки — все это должно заставить вас подумать дважды перед обгоном.
Пешеходные переходы
Здесь ситуация еще коварнее: вообще-то обгон на переходах не запрещен, но при одном условии — на них нет пешеходов. Обгон в таких местах потенциально опасен, поэтому лучше от него воздержаться в принципе.
Кроме того, при определенной интенсивности пешеходного потока, переход может соседствовать с участком сплошной линии, что запрещает обгон уже безотносительно наличия "двуногих".
Читайте далее: https://svpressa.ru/auto/article/96442/


Читайте полную версию на сайте