Автокондиционеру - 75!: Как он перекочевал с представительских машин на "народные"
Впервые - в небоскребах
Широкое распространение систем кондиционирования воздуха (позволяющих не только охлаждать его, но и очищать от влаги и посторонних запахов) началось в 30-е годы XX века. Сперва кондиционеры в массовом порядке устанавливались в деловых и административных зданиях в США, в частности в знаменитых нью-йоркских небоскребах.
В середине 30-х "кондеи" перекочевали на транспорт. Причем отнюдь не на частный. В те годы на Ближнем Востоке весьма популярным видом пассажирского междугородного сообщения были автопоезда: грузовики с полуприцепами, оборудованными под пассажирский салон. На таких автопоездах, курсировавших по маршруту Багдад — Дамаск, и появились первые автомобильные кондиционеры. Весьма логично: в пустынной местности система охлаждения воздуха в салоне — вещь едва ли не первой необходимости!
Провал в тридцатых и сороковых
Первый же серийный легковой автомобиль с кондиционером был представлен широкой публике в 1939 году на автосалоне в Чикаго. Им стал Packard 12 Sedan. Фурор эта модель, впрочем, не вызвала и массовое распространение кондиционеров на машинах не спровоцировала. По трем причинам.
Фото с сайта www.kolesa.ru
Во-первых, "кондей" на том Паккарде предлагался исключительно в качестве опции. Причем не просто дорогой, а очень дорогой: цена ее оставляла 274 доллара. По тем временам это была треть цены новой легковой машины среднего класса в США!
Во-вторых, никакой автоматикой в управлении первым автомобильным кондиционером, как говорится, и не пахло. Чтобы немного охладить салон в жаркую погоду, водитель должен был остановиться, заглушить двигатель, а потом открыть капот и вручную установить приводной ремень системы кондиционирования.
В-третьих, сама эта система была весьма громоздкой. Необходимые для ее работы агрегаты стояли не только под капотом и в салоне, но и "съедали" едва ли не половину полезного объема багажника.
В общем, сколь-нибудь популярной эта опция так и не стала, и буквально спустя два года после премьеры Паккарда с кондиционером предлагать ее перестали. Идею, однако, подхватили конкуренты Packard из Cadillac и Chrysler, и в 1941-1942 годах кондиционер значился в списках дополнительного оборудования на топовых моделях обеих марок.
В годы Второй мировой войны процесс усовершенствования автомобильных кондиционеров прекратился (производителям, по понятным причинам, было не до того).
Второе рождение кондиционера
Фото: en.wikipedia.org
И лишь в середине 50-х в этой области произошел прорыв. Появились первые системы, похожие на современные: объединявшие кондиционер и отопитель, гораздо более компактные; агрегаты располагались только под капотом. Да и цена подобной опции становилась все более разумной.
Соответственно, и популярность "кондеев" в экономически развитых США стала расти впечатляющими темпами. К концу 80-х годов в Штатах почти 90% легковых машин были оснащены кондиционерами. А вот в Европе, сильно пострадавшей в годы Второй мировой, они, напротив, не пользовались особой популярностью вплоть до конца 70-х.
Когда кондиционер появился у нас?
В СССР системы кондиционирования воздуха были уделом исключительно правительственных авто. "Первопроходцем" стал ЗИЛ-111А, запущенный в серийное производство в 1959 году. Автомобиль оснащался кондиционером советской разработки. А вот "Чайка" второго поколения (ГАЗ-14), выпущенная в 1977 году, получила уже зарубежную систему кондиционирования.
Массовому же покупателю отечественных авто кондиционер стал доступен уже после распада Советского Союза. В 2000-х годах "кондеи" появились в прайс-листах на различные модификации "Волги" 3110, а первой моделью марки Lada с устанавливаемым на заводе кондиционером стала появившаяся в 2007 году Priora.
1/42/43/44/4 Фото с сайта https://www.kolesa.ruКак он устроен?
Принципиальная схема работы автомобильного кондиционера не менялась примерно с 50-х годов (когда появились компактные подкапотные установки). Появлялись лишь разного рода дополнительные фильтры, системы автоматизированного управления, улучшалась эффективность и долговечность "кондеев".
Один из основных компонентов системы — компрессор, который, собственно, и "прогоняет" по ней хладагент. В роли последнего выступает, как правило, фреон. Работает компрессор от двигателя: через ременной привод. Именно поэтому кондиционер и отбирает мощность у мотора, а также увеличивает расход топлива.
Компрессор сжимает фреон, отчего тот разогревается, и направляет в конденсатор. Там фреон охлаждается от вентилятора, проходит через трубки конденсатора, переходит в жидкое состояние, а отдаваемое им тепло отводится в атмосферу.
После этого хладагент проходит через систему очистки и подается в испаритель, где он начинает кипеть, переходит в газообразное состояние и при этом сильно охлаждается. Именно этот холод с испарителя и подается в салон при помощи вентилятора, а охлажденный фреон снова поступает в компрессор, и описанный цикл повторяется.
1/32/33/3Фото: classicandperformancecar.com
От климат-контроля кондиционер отличается тем, что последний управляется механически и "ведает" лишь охлаждением воздуха. Тогда как "климат" управляется автоматически (электроникой) и не только охлаждает, но еще и подогревает воздух, а также в определенных пропорциях смешивает его теплые и холодные потоки.
Именно поэтому при наличии климат-контроля водителю достаточно лишь выставить нужную температуру в салоне. Владельцу же машины с простым кондиционером необходимо его постоянно включать и выключать вручную.
Где он есть и где его нет?
В наши дни "кондеи" устанавливаются даже на "бюджетные" седаны и хэтчбеки, в том числе и отечественные. Однако в разряд обязательного базового оснащения кондиционер переходит только на моделях класса D и выше. В машинах классом и двумя ниже за "кондей" нужно либо доплачивать, либо покупать автомобиль в более дорогой комплектации, в которую он уже включен.
Среди популярных у нас моделей гольф-класса кондиционера в "базе" не имеют, в частности, Ford Focus, Chevrolet Cruze, Skoda Octavia; из моделей класса B – Renault Logan, Volkswagen Polo Sedan, Hyundai Solaris.
1/52/53/54/55/5Фото: autodetailsecrets.net, timpyles.com
В качестве опции кондиционер стоит на нашем рынке примерно 30 000 – 35 000 рублей. Но есть и исключения. Для самого дешевого Logan, например, "кондей" не предусмотрен даже за доплату. В случае с Hyundai Solaris все зависит от двигателя: покупателю модели в базовой комплектации с мотором 1.4 кондиционер обойдется дополнительно в 35 000 рублей, для машин с 1.6-литровым двигателем, а также 1.4-литровой версии с "автоматом" — это стандартное оборудование. На Skoda Octavia в базовой комплектации кондиционер ставится только в пакете опций вместе с охлаждаемым перчаточным ящиком и штатной аудиосистемой. Цена вопроса — 43 700 рублей.Самый же доступный отечественный автомобиль с кондиционером на сегодняшний день — Lada Granta седан в комплектации "Норма" за 342 800 рублей. Дешевле только совсем маленький и маломощный "кореец" Daewoo Matiz: за 287 000 руб. предложат мотор 0.8 л, при этом автомобиль будет с кондиционером, но без гидроусилителя руля.
В общем, на современных авто кондиционер давно перестал быть экзотикой или оборудованием, доступным лишь избранным. Экзотикой назовут скорее новенького "европейца" или "японца" без кондиционера…