Техосмотр автомобиля — взять и отменить?

"За рулем" провело опрос на тему: Кто должен контролировать техосмотр автомобиля?

Техосмотр в нынешнем его состоянии — процедура довольно странная. Это, скорее, отписка для галочки. Вот что рассказывает один водитель, которому буквально на днях довелось его пройти: "По делам я оказался на парковке местного мультибрендового дилера. На обочине разместился мобильный пункт для проведения ТО, состоявший из микроавтобуса, в котором располагался стол с компьютером, и передвижного стенда рядом. Подойдя к сотруднику, я поинтересовался, можно ли пройти ТО не снимая тонировку, тот кивнул. Клиента передо мной отправили что-то дорегулировать. Зайдя в микроавтобус, я со значением посмотрел на сотрудника ТО, тот нацарапал на листе бумаги "1500", я кивнул и пошел платить официальную пошлину. Когда вернулся, данные техпаспорта уже были введены в компьютер, я получил диагностическую карту и вручил деньги "за услугу". Вся процедура заняла минут десять, а когда садился в машину, заметил того же незадачливого мужичка, предыдущего клиента, который все еще пытался что-то отрегулировать".

Видимо, большинство автомобилистов уже столкнулось с чем-то подобным, потому что 62% ответили, что техосмотр следует отменить вообще, 13% проголосовали за то, чтобы вернуть функции контроля ГИБДД, 10% довольны нынешней системой, 11% полагают, что прежде чем что-то менять, следует изучить статистику аварийности. Правда, с ней не все так просто.

 

Иллюстрация с сайта https://www.zr.ru

Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков рассказал "За рулем.РФ", что отменить совсем техосмотр нельзя, так как это вопрос безопасности, кроме того, грузовые автомобили и общественный транспорт, безусловно, нуждаются в техконтроле. Только вот к страховщикам контроль за ТО попал совершено случайно, и, похоже, они сами этому не слишком рады, так как у них нет ни средств, ни компетенции этим заниматься. В результате имеем то, что имеем.

Теоретически, считает депутат, можно было бы пойти простым путем — ужесточить в разы ответственность владельца, если по вине его неисправного транспортного средства произошло ДТП, особенно если при этом пострадали люди. Но это только теоретически, потому что на деле выявить такие случаи крайне сложно. Нет методологии оценки. Безусловно, систему техосмотра реформировать нужно, но это задача скорее не законодательной, а исполнительной власти. Должны собраться Минтранс, Минфин и другие заинтересованные ведомства и с учетом мнения профессионального сообщества попытаться решить эту задачу.

Кроме того, существует правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения. Вот только собирается она крайне редко, и эффективность ее невысока. "Думаю, все же нужно начать с разработки методологии и контроля. Ну и изучить зарубежный опыт. Например, белорусы передали функции техосмотра от ГАИ в транспортные структуры. Может, стоит сделать что-то подобное и у нас или же обратиться к европейскому опыту", — полагает депутат.

Согласно статистике ГИБДД за пять месяцев текущего года, дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине неисправного транспортного средства, стало больше на 44%, число погибших по этой причине увеличилось на 24%, раненых — на 47%. Правда, всего с января по май зафиксировано 622 таких случая, но кто знает, сколько их может быть на самом деле? Выявить это, как мы поняли, довольно сложно.

"Для того, чтобы определить, исправным ли был автомобиль, необходимо провести техническую экспертизу. Такая экспертиза назначается только при ДТП с пострадавшими, и тогда ее результаты попадают в статистику. В остальных случаях экспертиза не проводится. Да, сейчас система техосмотра развалена, но не стоит забывать, что в реформе ТО были и положительные моменты: новые автомобили до трех лет освободили от этой процедуры, стало больше станций технического осмотра, как следствие — исчезли очереди. Теперь вместе с очередным техобслуживанием у дилера можно получить диагностическую карту. Основной недостаток существующей системы – безнаказанность. ГИБДД при наличии полиса ОСАГО не может привлечь к ответственности владельцев откровенного автохлама, а страховая компания в погоне за количеством проданных полисов выдает неподтвержденные диагностические карты", — полагает автомобилист с 30-летним стажем Борис Шишмарев.

Итак, никто не спорит, что система техосмотра снова нуждается в реформе, вот только неизвестно, как к ней подступиться. В общем, пока вопросов больше, чем ответов.

 

Читайте полную версию на сайте