Психологи рассказали о взаимосвязи между темпераментом, стилем вождения и аварийностью
. Предлагаем читателям Автоамика ознакомиться с этим занимательным материалом, опубликованным на сайте moymotor.ru.
ВОДИТЕЛЬ-САНГВИНИК
Как правило, это мужчина до 35 лет. Встречается данный тип водителя не очень редко — примерно 10% от количества водителей-мужчин. Обычно женщины среди водителей такого типа не встречаются.
Довольно опасный и неприятный тип водителя. Для такого "понты" превыше всего. Узнать можно по "эксклюзивной" машине, "обвешанной", как правило, недорогим аэродинамическим обвесом, недорогими дисками, но довольно большого размера для его типа автомобиля.
Манера вождения — очень агрессивная, пытается привлечь к себе внимание, постоянно перестраиваясь из ряда в ряд, стремясь "забраться" на скоростной ряд. Добравшись туда, начинает "расчищать" дорогу сигналом и дальним светом. При перестроениях и поворотах указатели поворота не включает. А зачем? Ведь его "эксклюзив" и так виден издалека. Склонен к соперничеству: если он захочет именно вас обогнать или "подрезать", он непременно сделает это. Конечно, если вы такой же, то… Вот так и случаются аварии.
Дорога для него — это место для самоутверждения, особенно когда рядом пассажир противоположного пола. В этом случае аварийность возрастает в несколько раз, наряду с "понтами" и снижением внимания, поскольку последнее переключается на пассажира. А как же, нужно же посмотреть, произвел ли он впечатление на прекрасную пассажирку или нет.
Узрев такого водителя, лучше вспомнить о правиле ДДД — "Дай Дорогу Дураку". Даже если для этого нужно остановиться у края дороги и включить фары. В случае ДПТ водитель-сангвиник будет вести себя несдержанно, даже угрожать, способен к рукоприкладству. Лучше всего, если вы не обладаете достаточной физической и психической силой, запереться в машине и вызвать ДПС, предварительно записав госномер "эксклюзива". Но если вы окажете сопротивление или покажете, что у вас тоже есть связи в ДПС (о которых он много рассказывает, но в большинстве случаев их у него нет), быстро отступает. Помните, что он пытается самоутвердиться за счет психологически более слабого человека, поскольку сам не уверен в себе — отсюда и попытки самоутверждения. Если оказать ему достойный психологический отпор, все будет нормально. Очень часто такие люди занимаются подставами на дорогах.
Вне автомобиля он может быть очень даже доброжелательным человеком, но когда садится за руль, меняется до неузнаваемости.
ВОДИТЕЛЬ-ХОЛЕРИК
Встречается еще реже, чем водитель-сангвиник, но менее опасен, чем он. В отличие от сангвиника, водитель-холерик может быть любого возраста. Что же касается личностных качеств, то это человек больше дела, нежели слова, т. е. говорит мало, но "конкретно" (не на "фене", конечно), больше предпочитает действовать. Решительный, ответственный, непоседливый, порывистый. Привык отвечать за свои слова и поступки. Если он станет виновником ДТП, в которые время от времени попадает, то без вопросов сразу возместит убытки пострадавшей стороне. В то же время может простить незначительное ДТП, особенно если его виновником является женщина. Как видите, ему свойственно благородство.
Как и обычный холерик (не водитель), не умеет планировать свое время, из-за чего постоянно опаздывает. Пробки или пробитое колесо для него — это настоящий форс-мажор, поскольку все расписано по минутам. При планировании, если таким он вообще занимается, не учитывает ни пробки, ни другие возможные неприятности (например, инспекторов ДПС, которые так и хотят остановить его за превышение скорости). Хотя нужно заметить, что с сотрудниками ДПС редко вступает в споры — ему намного проще сразу заплатить штраф, чем решать, кто прав, а кто виноват.
Автомобиль для водителя-холерика — это средство для быстрого перемещения в пространстве. Отнюдь не для простого переезда из пункта "А" в пункт "Б". Поскольку холерики любят все делать быстро, то и автомобиль у них, как правило, с довольно мощным двигателем. Комфорт для холерика не так важен, как мощность и управляемость, но отнюдь не безразличен.
Автомобиль холерика может нуждаться в небольшом косметическом ремонте — это следствия незначительных ДТП, в которые он время от времени попадает, а на ремонт, как правило, денег не хватает. Но все системы автомобиля у холерика всегда работают исправно — о своей безопасности он заботится. К тому же понимает, что любая неисправность в пути — это лишняя трата и времени, и денег. Техобслуживание тоже всегда проходится вовремя. Но есть один минус: часто зимой ездит на летней резине, поскольку нет времени на ее смену. Или же тянет с заменой до последнего — когда на летней нельзя далеко заехать. Аналогична ситуация и с обратной заменой резины — может пол-лета откатать на зимней только потому, что у него времени нет на ее замену. С мойкой машины тоже проблемы — на нее просто не хватает времени.
В багажнике полный беспорядок, но зато есть все необходимое. Объясняется тем, что он, торопясь, загружает в багажник все, что может понадобиться в пути — запаску, домкрат, ключи и т. д. Другое дело — нет времени аккуратно разместить все это. Ключи возит с собой не просто так — он в состоянии сам устранить мелкие неисправности, может даже контролировать работу мастеров; расчет "на лоха" — не для него.
В потоке автомобиль ничем особенным не выделяется, кроме манеры езды водителя. Ездит быстро — постоянно куда-то спешит (а спешит потому, что не умеет распоряжаться собственным временем), но в то же время ездит безопасно, т. е. не производит маневр, если не уверен в том, что удастся его успешно завершить. Он может выехать на встречную полосу, проехать на красный свет, но только если он уверен в безопасности маневра.
Скорость реакции у холерика от природы высокая — почти мгновенная. Движется быстрее потока, старается выбирать оптимальную траекторию. При перестроении из ряда в ряд обязательно включает указатели поворотов, к тому же смотрит в зеркало заднего вида до маневра, а не после того, как уже его завершил. Своими маневрами не пугает других водителей: холерик не "подставляло" и никогда не будет вас "подрезать" — с целью или без таковой.
Часто разговаривает за рулем по мобильному телефону. Конечно, это несколько снижает его скорость реакции, но она по-прежнему остается в пределах нормы — как у среднего водителя с другим темпераментом. Иногда это его подводит — там, где нужна была его молниеносная реакция, она была "усыплена" разговором по мобильному Он все же успеет увернуться, но может незначительно повредить свой и чужой автомобиль. Хотя, в общем, управляет автомобилем лучше среднестатистического водителя. Даже знаком с приемами контраварийного вождения, но, поскольку времени на оттачивание этих приемов ему не хватает, спасают они его далеко не всегда.
Склонен к частой смене автомобилей — пока не найдет ту самую, единственную машину. В зависимости от материальных возможностей, покупает или новые, или бывшие в употреблении авто, непременно с довольно мощным двигателем, позволяющим быстро перемещаться в пространстве. Между новым, но менее мощным автомобилем и бывшим в употреблении мощным авто обязательно выберет последнее. Полностью автомобиль не страхует, страхует только гражданскую ответственность — на случай, если сам станет виновником ДТП. Это свидетельствует, прежде всего, об уважении к другим участникам дорожного движения.
ВОДИТЕЛЬ-ФЛЕГМАТИК
Как и предыдущие 2 типа, довольно немногочислен — до 10% в каждой возрастной категории. Наименее опасный тип водителя: попадает в ДТП очень редко, и то в большинстве случаев не по своей вине, правила вообще не нарушает.
Хладнокровен, предусмотрителен, дальновиден — умеет "предугадать" ситуацию за поворотом. В жизни такие люди обычно занимаются сбором и анализом информации — аналитики. Если же устроиться аналитиком не получилось (жизнь ведь может сложиться по-разному), анализ становится своеобразным хобби флегматика. Он начинает анализировать все, что видит. На дороге — то же самое.
Флегматику свойственна педантичность, он аккуратен во всем — от выбора одежды до выбора автомобиля. При покупке автомобиля флегматик собирает информацию обо всех автомобилях того класса, который он сможет себе позволить. При выборе отдает предпочтение не марке, а эксплуатационным показателям, в том числе и эксплуатационным расходам. Вряд ли флегматик купит автомобиль с мощным двигателем — это не для него. Разве что у него будет на то весомая причина. При выборе он учитывает все — стоимость ТО (техническое обслуживание), расход бензина, стоимость запчастей. Потом вся эта информация анализируется, переваривается, и он определяется с маркой и моделью автомобиля. Но покупать он его не спешит. Он начинает в нем разбираться еще задолго до покупки. Если при выборе он использовал данные автосалонов, а также аналитические статьи в журналах, то после выбора он может приобрести литературу по данному автомобилю и начнет изучать ее. После покупки перечитает "от корки до корки" руководство по эксплуатации и все прилагающиеся документы. В большинстве случаев флегматики покупают новые, но недорогие автомобили. Часто покупают авто с кузовом "универсал" — это стремление к практичности. Вряд ли вы встретите флегматика, у которого будет родстер или хотя бы купе. Ведь он старается выбрать не выделяющийся из основной массы автомобиль.
Купив автомобиль, он относится к нему так же педантично, как и ко всему в своей жизни: никогда не пропускает ТО, всегда находит время заехать на станцию техобслуживания, если, по его мнению, автомобиль работает как-то не так. Никогда не доверяет СТО и всегда присутствует при ремонте, даже если ничего в этом не понимает. Но нужно отметить, что не понимает он до поры до времени — пока не выучит строение собственного автомобиля лучше всякого мастера. Благо у него есть на это время — он нечасто меняет автомобили. Как правило, флегматик продает свой автомобиль или после аварии, или же после того, как использует все 100% его ресурса. Иногда покупает автомобиль на всю жизнь. Правда, в последнее время, учитывая качество современных авто, точнее говорить — на полжизни.
Автомобиль флегматика всегда чист и ухожен, причем ухожен не только с виду, но и технически, поскольку в отличие от холерика, который следит только за техническим состоянием авто, много внимания уделяет внешнему виду автомобиля и состоянию салона. Иногда моет автомобиль сам, иногда заезжает на мойку. Машина флегматика очень ухожена внешне, но вы никогда не увидите на ней "тюнинга" — все только "завод". Ход мыслей флегматика ясен: "Ведь на заводе не дураки работают, если данная деталь должна тут стоять, то так оно и должно быть". Если тонирует автомобиль, то не сильно — чтобы ночью лучше было видно. Максимальный тюнинг — это новые "колпачки" на железные диски (а зачем "титановые"? Ведь они дороже — как при покупке, так и при ремонте) и дополнительный стоп-сигнал, размещенный строго по ПДД, т. е. выше (а не ниже!) основных стоп-сигналов.
В салоне очень чисто и опрятно. В бардачке — обязательно руководство по автомобилю и справочник по ПДД (на всякий случай). В багажнике — запаска, домкрат, фонарь, лопата и т. д., тоже на всякий случай. Без аптечки и огнетушителя не выезжает.
Ездит неторопливо, размеренно. Не только соблюдает правила, но и постоянно анализирует дорожную обстановку. У него не мозг, а настоящий аналитический компьютер. Всегда выбирает оптимальный маршрут и рассчитывает время поездки с учетом пробок и других непредвиденных обстоятельств. Именно поэтому всегда приезжает вовремя.
Никогда не создает проблем другим участниками движения, несмотря на свою размеренную езду (не медленную, а именно размеренную). Других участников движения расценивает как потенциально опасных. Всегда собран и всегда анализирует обстановку на дороге, из-за чего сильно устает.
В аварии попадает очень редко, поскольку умеет избегать опасных ситуаций. Даже если он все-таки попал в аварию, то на месте ДТП будет вести себя спокойно, а не размахивать руками и громко кричать, доказывая, что виноваты все, кроме него. Первым вызывает ДПС, договориться "полюбовно" с ним невозможно — на то он и педант. Это самый "безопасный" тип водителя.
ВОДИТЕЛЬ-МЕЛАНХОЛИК
Меланхолики составляют основную массу водителей. Если все вышерассмотренные категории суммарно занимают не более 30% во всех возрастных категориях, то доля водителей-меланхоликов — 70-75%. 75% в возрастной категории до 35% и 70% — после 35 лет, когда сокращается число водителей-сангвиников.
Данный тип потенциально опаснее, чем водители-холерики и флегматики вместе взятые. Меланхолики не умеют так хорошо контролировать свои порывы, как флегматики, и в то же время, хуже ездят, чем холерики.
Для меланхоликов характерен консерватизм, нежелание меняться и совершенствоваться. Этим и объясняются их весьма посредственные навыки вождения. "А зачем мне тренироваться, если я уже 10 лет за рулем?" — уверены они.
Меланхолик постоянно полон сомнений — а что, если… Он никогда не выедет на встречную полосу на светофоре — ведь он знает, что может попасть в аварию, сомневается в своих возможностях и возможностях своего авто. Если кто-то выстроился "левее левого", то это или сангвиник, или холерик. Первый стремится выделиться и показать, как он "мастерски" водит, а второй просто вечно куда-то спешит, что, впрочем, его не оправдывает.
Время реакции меланхолика — от среднего до замедленного. За рулем он часто думает о чем-то, из-за этого никогда полностью не контролирует ситуацию. Думает, что если не превышать скорость и ехать в среднем ряду, то с ним ничего не случится. Разогнав автомобиль до скорости 60-80 км/ч и, перестроившись в средний ряд, переключает свое сознание на что угодно, кроме вождения. На такой скорости и в среднем ряду он чувствуют себя в безопасности. А зря: в случае экстренного торможения впереди идущего автомобиля редко успевает затормозить — вот и получаются "паровозики".
К автомобилю водитель-меланхолик относится очень хорошо, но, как правило, до первой серьезной поломки. Если до поломки он может покупать для машины разные "цацки", стараясь ее как бы задобрить, то после поломки это чувство сразу же проходит. Если автомобиль новый, то довольно часто его моет, но до тех пор, пока на автомобиле не появится достаточно царапин и других косметических дефектов. Тогда уже меланхолик не считает свой автомобиль новым, он начинает к нему относиться как к чему-то обыденному.
В технические особенности своего автомобиля не вникает, руководство после покупки тоже, как правило, не читает. О своем автомобиле не знает даже самых элементарных вещей: даже давления в шинах, даже где находится бачок стеклоомывателя. Кстати, в некоторых машинах таких бачков 2, но об этом он тоже не знает.
Правила меланхолик знает лишь поверхностно. Он просто "плывет" в потоке — куда все, туда и я. Кстати, выбирая машину, руководствуется тем же принципом — "чтобы было, как у всех", поэтому редко выбирает эксклюзивные и неординарные автомобили. Обычно у него самая популярная модель (по продажам) в регионе. Если денег мало — какая-то разновидность ВАЗа, если чуть больше, то, как правило, недорогая япономарка.
Как уже было отмечено, он часто моет автомобиль, пока тот новый, после этого поддерживает его в "средней чистоте". О техническом состоянии начинает беспокоиться, когда уже что-то "отвалится", т. е. "когда рак свистнет". Ездит до последнего, а потом стоит у края дороги "на аварийке". На его машине нередки косметические дефекты — царапины (денег на полировку тратить не хочется), вмятины и т. д.
Навыки вождения — средние (иногда ниже среднего). Меланхолик никогда не научится водить так, как водит холерик, потому что он не хочет совершенствоваться, полагаясь на собственный опыт и водительский стаж, что говорит о повышенной самооценке. Оптимальный маршрут тоже часто не умеет найти, из-за чего с одинаковой периодичностью попадает в пробки, например, по дороге на работу и обратно. За рулем, как уже отмечалось, задумчив, причем думает обо всем, но только не о вождении. Из-за этого часто не успевает перестроиться в нужный ряд: видели вы когда-то автомобиль, пытающийся медленно (и упорно) перестроиться из крайнего правого в крайний левый ряд? Это о них, о меланхоликах.
Маневры меланхолик проводит неуверенные, часто неправильно использует указатели поворота (поворачивает направо с включенным левым поворотом), нередко притормаживает безо всякой на то причины, может отставать от общего потока. Посадка его за рулем очень скованная, напоминает посадку начинающего водителя.
Меланхолики любят рассказывать анекдоты про ДТП и ДПСников. Часто сетуют на пробки, обилие "уродов" на дороге.
После ДТП меланхолик часто не понимает, что произошло, и вообще не имеет представления, как он попал в аварию. Это потому, что он не сосредоточен и часто не может восстановить в памяти последние секунды — он просто чего-то не заметил, потому что думал, как всегда, "о своем" в момент аварии. Поскольку "ничего не видел и ничего не знает", меланхолик не уверен в собственной правоте, даже если он прав. Неуверенность также объясняется весьма посредственным знанием ПДД. Даже если он и понимает, что прав, то правильно выразить свои мысли обычно не может, поскольку находится в стрессовом состоянии. Если с холериком можно быстро договориться и разъехаться, то с меланхоликом нужно обязательно вызывать ДПС. Чаще всего страшит то, что неведомо и неизвестно. Сев впервые за руль автомобиля, иной человек испытает лишь легкое смущение и робость, а кто-то может всерьез испугаться. Однако не поборов свой страх, человек вряд ли сможет перейти из разряда пешехода в статус водителя. Тем более, что при правильном походе страх вождения авто, так же как и другие человеческие фобии, преодолим.
Читайте полную версию на сайте
ВОДИТЕЛЬ-САНГВИНИК
Как правило, это мужчина до 35 лет. Встречается данный тип водителя не очень редко — примерно 10% от количества водителей-мужчин. Обычно женщины среди водителей такого типа не встречаются.
Довольно опасный и неприятный тип водителя. Для такого "понты" превыше всего. Узнать можно по "эксклюзивной" машине, "обвешанной", как правило, недорогим аэродинамическим обвесом, недорогими дисками, но довольно большого размера для его типа автомобиля.
Манера вождения — очень агрессивная, пытается привлечь к себе внимание, постоянно перестраиваясь из ряда в ряд, стремясь "забраться" на скоростной ряд. Добравшись туда, начинает "расчищать" дорогу сигналом и дальним светом. При перестроениях и поворотах указатели поворота не включает. А зачем? Ведь его "эксклюзив" и так виден издалека. Склонен к соперничеству: если он захочет именно вас обогнать или "подрезать", он непременно сделает это. Конечно, если вы такой же, то… Вот так и случаются аварии.
Дорога для него — это место для самоутверждения, особенно когда рядом пассажир противоположного пола. В этом случае аварийность возрастает в несколько раз, наряду с "понтами" и снижением внимания, поскольку последнее переключается на пассажира. А как же, нужно же посмотреть, произвел ли он впечатление на прекрасную пассажирку или нет.
Узрев такого водителя, лучше вспомнить о правиле ДДД — "Дай Дорогу Дураку". Даже если для этого нужно остановиться у края дороги и включить фары. В случае ДПТ водитель-сангвиник будет вести себя несдержанно, даже угрожать, способен к рукоприкладству. Лучше всего, если вы не обладаете достаточной физической и психической силой, запереться в машине и вызвать ДПС, предварительно записав госномер "эксклюзива". Но если вы окажете сопротивление или покажете, что у вас тоже есть связи в ДПС (о которых он много рассказывает, но в большинстве случаев их у него нет), быстро отступает. Помните, что он пытается самоутвердиться за счет психологически более слабого человека, поскольку сам не уверен в себе — отсюда и попытки самоутверждения. Если оказать ему достойный психологический отпор, все будет нормально. Очень часто такие люди занимаются подставами на дорогах.
Вне автомобиля он может быть очень даже доброжелательным человеком, но когда садится за руль, меняется до неузнаваемости.
ВОДИТЕЛЬ-ХОЛЕРИК
Встречается еще реже, чем водитель-сангвиник, но менее опасен, чем он. В отличие от сангвиника, водитель-холерик может быть любого возраста. Что же касается личностных качеств, то это человек больше дела, нежели слова, т. е. говорит мало, но "конкретно" (не на "фене", конечно), больше предпочитает действовать. Решительный, ответственный, непоседливый, порывистый. Привык отвечать за свои слова и поступки. Если он станет виновником ДТП, в которые время от времени попадает, то без вопросов сразу возместит убытки пострадавшей стороне. В то же время может простить незначительное ДТП, особенно если его виновником является женщина. Как видите, ему свойственно благородство.
Как и обычный холерик (не водитель), не умеет планировать свое время, из-за чего постоянно опаздывает. Пробки или пробитое колесо для него — это настоящий форс-мажор, поскольку все расписано по минутам. При планировании, если таким он вообще занимается, не учитывает ни пробки, ни другие возможные неприятности (например, инспекторов ДПС, которые так и хотят остановить его за превышение скорости). Хотя нужно заметить, что с сотрудниками ДПС редко вступает в споры — ему намного проще сразу заплатить штраф, чем решать, кто прав, а кто виноват.
Автомобиль для водителя-холерика — это средство для быстрого перемещения в пространстве. Отнюдь не для простого переезда из пункта "А" в пункт "Б". Поскольку холерики любят все делать быстро, то и автомобиль у них, как правило, с довольно мощным двигателем. Комфорт для холерика не так важен, как мощность и управляемость, но отнюдь не безразличен.
Автомобиль холерика может нуждаться в небольшом косметическом ремонте — это следствия незначительных ДТП, в которые он время от времени попадает, а на ремонт, как правило, денег не хватает. Но все системы автомобиля у холерика всегда работают исправно — о своей безопасности он заботится. К тому же понимает, что любая неисправность в пути — это лишняя трата и времени, и денег. Техобслуживание тоже всегда проходится вовремя. Но есть один минус: часто зимой ездит на летней резине, поскольку нет времени на ее смену. Или же тянет с заменой до последнего — когда на летней нельзя далеко заехать. Аналогична ситуация и с обратной заменой резины — может пол-лета откатать на зимней только потому, что у него времени нет на ее замену. С мойкой машины тоже проблемы — на нее просто не хватает времени.
В багажнике полный беспорядок, но зато есть все необходимое. Объясняется тем, что он, торопясь, загружает в багажник все, что может понадобиться в пути — запаску, домкрат, ключи и т. д. Другое дело — нет времени аккуратно разместить все это. Ключи возит с собой не просто так — он в состоянии сам устранить мелкие неисправности, может даже контролировать работу мастеров; расчет "на лоха" — не для него.
В потоке автомобиль ничем особенным не выделяется, кроме манеры езды водителя. Ездит быстро — постоянно куда-то спешит (а спешит потому, что не умеет распоряжаться собственным временем), но в то же время ездит безопасно, т. е. не производит маневр, если не уверен в том, что удастся его успешно завершить. Он может выехать на встречную полосу, проехать на красный свет, но только если он уверен в безопасности маневра.
Скорость реакции у холерика от природы высокая — почти мгновенная. Движется быстрее потока, старается выбирать оптимальную траекторию. При перестроении из ряда в ряд обязательно включает указатели поворотов, к тому же смотрит в зеркало заднего вида до маневра, а не после того, как уже его завершил. Своими маневрами не пугает других водителей: холерик не "подставляло" и никогда не будет вас "подрезать" — с целью или без таковой.
Часто разговаривает за рулем по мобильному телефону. Конечно, это несколько снижает его скорость реакции, но она по-прежнему остается в пределах нормы — как у среднего водителя с другим темпераментом. Иногда это его подводит — там, где нужна была его молниеносная реакция, она была "усыплена" разговором по мобильному Он все же успеет увернуться, но может незначительно повредить свой и чужой автомобиль. Хотя, в общем, управляет автомобилем лучше среднестатистического водителя. Даже знаком с приемами контраварийного вождения, но, поскольку времени на оттачивание этих приемов ему не хватает, спасают они его далеко не всегда.
Склонен к частой смене автомобилей — пока не найдет ту самую, единственную машину. В зависимости от материальных возможностей, покупает или новые, или бывшие в употреблении авто, непременно с довольно мощным двигателем, позволяющим быстро перемещаться в пространстве. Между новым, но менее мощным автомобилем и бывшим в употреблении мощным авто обязательно выберет последнее. Полностью автомобиль не страхует, страхует только гражданскую ответственность — на случай, если сам станет виновником ДТП. Это свидетельствует, прежде всего, об уважении к другим участникам дорожного движения.
ВОДИТЕЛЬ-ФЛЕГМАТИК
Как и предыдущие 2 типа, довольно немногочислен — до 10% в каждой возрастной категории. Наименее опасный тип водителя: попадает в ДТП очень редко, и то в большинстве случаев не по своей вине, правила вообще не нарушает.
Хладнокровен, предусмотрителен, дальновиден — умеет "предугадать" ситуацию за поворотом. В жизни такие люди обычно занимаются сбором и анализом информации — аналитики. Если же устроиться аналитиком не получилось (жизнь ведь может сложиться по-разному), анализ становится своеобразным хобби флегматика. Он начинает анализировать все, что видит. На дороге — то же самое.
Флегматику свойственна педантичность, он аккуратен во всем — от выбора одежды до выбора автомобиля. При покупке автомобиля флегматик собирает информацию обо всех автомобилях того класса, который он сможет себе позволить. При выборе отдает предпочтение не марке, а эксплуатационным показателям, в том числе и эксплуатационным расходам. Вряд ли флегматик купит автомобиль с мощным двигателем — это не для него. Разве что у него будет на то весомая причина. При выборе он учитывает все — стоимость ТО (техническое обслуживание), расход бензина, стоимость запчастей. Потом вся эта информация анализируется, переваривается, и он определяется с маркой и моделью автомобиля. Но покупать он его не спешит. Он начинает в нем разбираться еще задолго до покупки. Если при выборе он использовал данные автосалонов, а также аналитические статьи в журналах, то после выбора он может приобрести литературу по данному автомобилю и начнет изучать ее. После покупки перечитает "от корки до корки" руководство по эксплуатации и все прилагающиеся документы. В большинстве случаев флегматики покупают новые, но недорогие автомобили. Часто покупают авто с кузовом "универсал" — это стремление к практичности. Вряд ли вы встретите флегматика, у которого будет родстер или хотя бы купе. Ведь он старается выбрать не выделяющийся из основной массы автомобиль.
Купив автомобиль, он относится к нему так же педантично, как и ко всему в своей жизни: никогда не пропускает ТО, всегда находит время заехать на станцию техобслуживания, если, по его мнению, автомобиль работает как-то не так. Никогда не доверяет СТО и всегда присутствует при ремонте, даже если ничего в этом не понимает. Но нужно отметить, что не понимает он до поры до времени — пока не выучит строение собственного автомобиля лучше всякого мастера. Благо у него есть на это время — он нечасто меняет автомобили. Как правило, флегматик продает свой автомобиль или после аварии, или же после того, как использует все 100% его ресурса. Иногда покупает автомобиль на всю жизнь. Правда, в последнее время, учитывая качество современных авто, точнее говорить — на полжизни.
Автомобиль флегматика всегда чист и ухожен, причем ухожен не только с виду, но и технически, поскольку в отличие от холерика, который следит только за техническим состоянием авто, много внимания уделяет внешнему виду автомобиля и состоянию салона. Иногда моет автомобиль сам, иногда заезжает на мойку. Машина флегматика очень ухожена внешне, но вы никогда не увидите на ней "тюнинга" — все только "завод". Ход мыслей флегматика ясен: "Ведь на заводе не дураки работают, если данная деталь должна тут стоять, то так оно и должно быть". Если тонирует автомобиль, то не сильно — чтобы ночью лучше было видно. Максимальный тюнинг — это новые "колпачки" на железные диски (а зачем "титановые"? Ведь они дороже — как при покупке, так и при ремонте) и дополнительный стоп-сигнал, размещенный строго по ПДД, т. е. выше (а не ниже!) основных стоп-сигналов.
В салоне очень чисто и опрятно. В бардачке — обязательно руководство по автомобилю и справочник по ПДД (на всякий случай). В багажнике — запаска, домкрат, фонарь, лопата и т. д., тоже на всякий случай. Без аптечки и огнетушителя не выезжает.
Ездит неторопливо, размеренно. Не только соблюдает правила, но и постоянно анализирует дорожную обстановку. У него не мозг, а настоящий аналитический компьютер. Всегда выбирает оптимальный маршрут и рассчитывает время поездки с учетом пробок и других непредвиденных обстоятельств. Именно поэтому всегда приезжает вовремя.
Никогда не создает проблем другим участниками движения, несмотря на свою размеренную езду (не медленную, а именно размеренную). Других участников движения расценивает как потенциально опасных. Всегда собран и всегда анализирует обстановку на дороге, из-за чего сильно устает.
В аварии попадает очень редко, поскольку умеет избегать опасных ситуаций. Даже если он все-таки попал в аварию, то на месте ДТП будет вести себя спокойно, а не размахивать руками и громко кричать, доказывая, что виноваты все, кроме него. Первым вызывает ДПС, договориться "полюбовно" с ним невозможно — на то он и педант. Это самый "безопасный" тип водителя.
ВОДИТЕЛЬ-МЕЛАНХОЛИК
Меланхолики составляют основную массу водителей. Если все вышерассмотренные категории суммарно занимают не более 30% во всех возрастных категориях, то доля водителей-меланхоликов — 70-75%. 75% в возрастной категории до 35% и 70% — после 35 лет, когда сокращается число водителей-сангвиников.
Данный тип потенциально опаснее, чем водители-холерики и флегматики вместе взятые. Меланхолики не умеют так хорошо контролировать свои порывы, как флегматики, и в то же время, хуже ездят, чем холерики.
Для меланхоликов характерен консерватизм, нежелание меняться и совершенствоваться. Этим и объясняются их весьма посредственные навыки вождения. "А зачем мне тренироваться, если я уже 10 лет за рулем?" — уверены они.
Меланхолик постоянно полон сомнений — а что, если… Он никогда не выедет на встречную полосу на светофоре — ведь он знает, что может попасть в аварию, сомневается в своих возможностях и возможностях своего авто. Если кто-то выстроился "левее левого", то это или сангвиник, или холерик. Первый стремится выделиться и показать, как он "мастерски" водит, а второй просто вечно куда-то спешит, что, впрочем, его не оправдывает.
Время реакции меланхолика — от среднего до замедленного. За рулем он часто думает о чем-то, из-за этого никогда полностью не контролирует ситуацию. Думает, что если не превышать скорость и ехать в среднем ряду, то с ним ничего не случится. Разогнав автомобиль до скорости 60-80 км/ч и, перестроившись в средний ряд, переключает свое сознание на что угодно, кроме вождения. На такой скорости и в среднем ряду он чувствуют себя в безопасности. А зря: в случае экстренного торможения впереди идущего автомобиля редко успевает затормозить — вот и получаются "паровозики".
К автомобилю водитель-меланхолик относится очень хорошо, но, как правило, до первой серьезной поломки. Если до поломки он может покупать для машины разные "цацки", стараясь ее как бы задобрить, то после поломки это чувство сразу же проходит. Если автомобиль новый, то довольно часто его моет, но до тех пор, пока на автомобиле не появится достаточно царапин и других косметических дефектов. Тогда уже меланхолик не считает свой автомобиль новым, он начинает к нему относиться как к чему-то обыденному.
В технические особенности своего автомобиля не вникает, руководство после покупки тоже, как правило, не читает. О своем автомобиле не знает даже самых элементарных вещей: даже давления в шинах, даже где находится бачок стеклоомывателя. Кстати, в некоторых машинах таких бачков 2, но об этом он тоже не знает.
Правила меланхолик знает лишь поверхностно. Он просто "плывет" в потоке — куда все, туда и я. Кстати, выбирая машину, руководствуется тем же принципом — "чтобы было, как у всех", поэтому редко выбирает эксклюзивные и неординарные автомобили. Обычно у него самая популярная модель (по продажам) в регионе. Если денег мало — какая-то разновидность ВАЗа, если чуть больше, то, как правило, недорогая япономарка.
Как уже было отмечено, он часто моет автомобиль, пока тот новый, после этого поддерживает его в "средней чистоте". О техническом состоянии начинает беспокоиться, когда уже что-то "отвалится", т. е. "когда рак свистнет". Ездит до последнего, а потом стоит у края дороги "на аварийке". На его машине нередки косметические дефекты — царапины (денег на полировку тратить не хочется), вмятины и т. д.
Навыки вождения — средние (иногда ниже среднего). Меланхолик никогда не научится водить так, как водит холерик, потому что он не хочет совершенствоваться, полагаясь на собственный опыт и водительский стаж, что говорит о повышенной самооценке. Оптимальный маршрут тоже часто не умеет найти, из-за чего с одинаковой периодичностью попадает в пробки, например, по дороге на работу и обратно. За рулем, как уже отмечалось, задумчив, причем думает обо всем, но только не о вождении. Из-за этого часто не успевает перестроиться в нужный ряд: видели вы когда-то автомобиль, пытающийся медленно (и упорно) перестроиться из крайнего правого в крайний левый ряд? Это о них, о меланхоликах.
Маневры меланхолик проводит неуверенные, часто неправильно использует указатели поворота (поворачивает направо с включенным левым поворотом), нередко притормаживает безо всякой на то причины, может отставать от общего потока. Посадка его за рулем очень скованная, напоминает посадку начинающего водителя.
Меланхолики любят рассказывать анекдоты про ДТП и ДПСников. Часто сетуют на пробки, обилие "уродов" на дороге.
После ДТП меланхолик часто не понимает, что произошло, и вообще не имеет представления, как он попал в аварию. Это потому, что он не сосредоточен и часто не может восстановить в памяти последние секунды — он просто чего-то не заметил, потому что думал, как всегда, "о своем" в момент аварии. Поскольку "ничего не видел и ничего не знает", меланхолик не уверен в собственной правоте, даже если он прав. Неуверенность также объясняется весьма посредственным знанием ПДД. Даже если он и понимает, что прав, то правильно выразить свои мысли обычно не может, поскольку находится в стрессовом состоянии. Если с холериком можно быстро договориться и разъехаться, то с меланхоликом нужно обязательно вызывать ДПС. Чаще всего страшит то, что неведомо и неизвестно. Сев впервые за руль автомобиля, иной человек испытает лишь легкое смущение и робость, а кто-то может всерьез испугаться. Однако не поборов свой страх, человек вряд ли сможет перейти из разряда пешехода в статус водителя. Тем более, что при правильном походе страх вождения авто, так же как и другие человеческие фобии, преодолим.