Какие долги оставил после себя «Ё-мобиль»
Фото с сайта avtovzglyad.ru
В арбитражном суде Санкт-Петербурга уже сейчас зарегистрировано несколько десятков исков к исполнителям проекта, притом, общая сумма по слухам превышает отметку в миллиард рублей. Кредиторы пытаются найти те деньги, которые они инвестировали в проект на разных этапах его реализации, но это занятие, судя по всему, ни к чему не приведет. Мало того, по некоторым данным, реальные долги ООО "Ё-авто" и связанных с ним компаний могут достигать двух миллиардов, взыскание которых в данной ситуации кажется и вовсе фантастическим занятием.
Дело в том, что исключительно российский "Ё-мобиль" юридически был оформлен согласно всем олигархическим канонам, не позволяющим толком отследить реальные потоки денежных средств и состояние активов. Под реализацию проекта через ОНЭКСИМ в свое время было создано несколько юридических лиц. В частности, речь о ЗАО "Автомобильный завод "Яровит", который позже был переименован в ЗАО "Охта Моторс", зарегистрированный на американские и британские фонды. Примечательно, что и самим "Ё-авто" владела не российская компания – часть принадлежала некому люксембургскому оффшору, и лишь часть – Группе ОНЭКСИМ. По аналогичной схеме было создано и подразделение "Ё-Инжиниринг", которое должно было заниматься инженерными разработками.
Глядя на все это, очевидно, что никаких денег и иных активов ни у одной из компаний к моменту официального закрытия проекта уже не было. По информации издания "Деловой Петербург" тот же ЗАО "Яровит Моторс" "опустело" сразу после того, как было переименовано в "Охта Моторс". Тут, правда, стоит отметить, что часть двухмиллиардного долга в настоящий момент уже погашена, однако остальным, по сути, надеяться не на что: счета пусты, каких-либо активов, которые могут быть проданы в счет погашения задолженности нет.
В связи с этим кредиторы всерьез задумались над тем, чтобы стрясти свои деньги с нового владельца, в роли которого, напомним, выступает НАМИ. Там сразу заявили, что развивать "Ё-мобиль" не собираются, тем не менее, собираются использовать некоторые технические наработки для создания собственных проектов, однако сей факт истцов не останавливает. А поскольку НАМИ является государственной структурой, долги "Ё-мобиля", наделанные менеджерами Михаила Прохорова, могут быть взысканы либо с самого института, либо с курирующего его ведомства, либо напрямую с Минфина. И тогда "Ё-мобиль" станет по-настоящему народным, ибо россияне де-факто заплатят за него из собственного кармана.
Владимир Жидков