Несбывшийся гибрид. История проекта «Ё-Авто»
В связи с этим "АиФ" предлагает вспомнить историю нашумевшего проекта.
2010 год
А все так хорошо начиналось. О намерении организовать отечественное производство гибридных авто Михаил Прохоров впервые заговорил ровно четыре года назад. В апреле 2010 года его инвестиционная группа ОНЭКСИМ и белорусская автомобильная компания "Яровит-моторс" объявили о старте работы над автомобилем. На тот момент бюджет проекта до начала серийного производства оценивался в 150 миллионов евро.В октябре определились с модельным рядом. Решили выпускать фургон, четырехместный городской хэтчбек (для семейных людей постарше) и внедорожный кроссовер-купе (для молодежи). В ноябре проект наконец получил название – "Ё-мобиль" - и логотип. В декабре публике были представлены первые образцы, выполненные в русских кузовных ателье: микровэн, фургон и кросс-купе.
2011 год
В феврале 2011 года Михаил Прохоров назвал ориентировочную цену будущего автомобиля – от 320 до 480 тысяч рублей. Он также заявил, что на 90% машины будут сделаны из отечественных комплектующих. В "Ё-Авто" решили немного изменить дизайн кросс-купе и сделали его пятидверным и пятиместным. 1 апреля на прототипе ё-мобиля прокатился Владимир Путин – он проехал из своей подмосковной резиденции Ново-Огарево до государственной резиденции Горки-9.
13 апреля определилось место производства ё-мобилей: компания подписала со Смольным соглашение о строительстве завода "Ё-Авто" и индустриальном парке "Марьино". Завод планировали запустить уже 1 сентября 2012 года и изготавливать порядка 45 тысяч автомобилей в год. После запуска второй очереди завода мощность должна была вырасти до 90 тысяч машин. Кроме него в "Марьино" должны были появиться еще два предприятия: завод по производству грузовых автомобилей "Яровит-моторс" и завод компонентов "ТехноЭксим". Спустя месяц на сайте "Ё-Авто" был открыт предварительный заказ автомобилей – к апрелю 2014 года набралось почти 215 тысяч заявок.В июне стартовало строительство первого завода в "Марьино" с перспективой появления еще пяти сборочных площадок ё-мобилей в России. Закладывать завод, инвестиции в который составили порядка 142 миллионов евро, приехали Михаил Прохоров и Валентина Матвиенко (тогда еще губернатор Петербурга). 13 сентября ё-мобили дебютировали на Франкфуртском автосалоне.
2012 год
В сентябре 2012 года в "Ё-Авто" произошла кадровая перестановка – вместо Андрея Бирюкова на пост генерального директора компании был назначен главный конструктор Андрей Гинзбург. Увольнение Бирюкова в ОНЭКСИМ объяснили затягиванием сроков реализации проекта. Запуск производства, который был намечен на конец 2012 года, отложили на 2-2,5 года."Мы уже завершили этап проектирования, проводим валидацию технических решений и намерены уже в 2013 году приступить к сертификации нашего инновационного продукта. Во втором квартале мы представим для испытаний предсерийные прототипы, которые также будут доступны для тест-драйвов нашим потенциальным покупателям, оформившим предзаказ", - заявил на новом посту Гинзбург.
2013 год
В феврале глава комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга Максим Мейксин заявил, что серийное производство ё-мобилей будет запущено в марте 2015 года.Представители "Ё-Авто" отчитались об успешных испытаниях электрической трансмиссии, а 21 июня Михаил Прохоров приехал на ё-мобиле на Петербургский экономический форум. Это эффектное появление стало частью презентации автомобиля.
В июле презентация гибридного кроссовера состоялась в центре испытаний Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института в Подмосковье. Были представлены пять прототипов, в качестве ДВС для которых использовался поршневой двигатель объемом 1,4 литра и мощностью 75 лошадиных сил от итальянского Fiat.
2014 год
В феврале стало известно, что запуск производства ё-мобилей откладывается на неопределенный срок – и опять об этом сообщил председатель комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин. "Они обещали выйти на сборку в конце 2014 года и на серийное производство - в начале 2015-го. Я думаю, что эти планы откладываются достаточно серьезно, на неопределенный срок" - заявил он в ходе международной конференции AutoInvest, объяснив проблемы трудностями с финансированием проекта.
При этом "Ё-авто" до последнего оставался резидентом промзоны "Марьино", строительство завода в которой так и не вышло на финальную стадию. Еще пару месяцев группа ОНЭКСИМ уходила от окончательного ответа, ссылаясь на поиск технологического партнера, который возьмет на себя производственные вопросы. При этом в "Ё-Авто" не исключали, что завод может и вовсе переехать из "Марьино".7 апреля в истории была поставлена точка – Михаил Прохоров отдал все наработки и документацию в НАМИ, оставив за собой только право на бренд "Ё-мобиль".
"Все технологические решения, которые удалось разработать нашей команде и которые были подтверждены в финальном прототипе, представленном прошлым летом, были высоко оценены отраслевыми специалистами. У нас был ряд предложений от зарубежных компаний о приобретении проекта и его отдельных разработок. Но сегодня с учетом новых экономических реалий платформа ё-мобиля может и должна быть использована в другом направлении: мы давно работаем с НАМИ и понимаем, что с учетом большого числа разнообразных проектов этого института, наши разработки могут получить более широкое применение в дальнейшем развитии как отечественного легкового, так и грузового и общественного транспорта", - заявил генеральный директор проекта "Ё-Авто" Андрей Гинзбург.
Фото russianlook.com