Спортивные шины для повседневного использования: плюсы и минусы

Скоро лето, чистый асфальт и прекрасный случай раскрыть возможности своей машины. Для того чтобы быстрая езда была ещё и безопасной, автомобиль следует оснастить шинами с хорошим сцеплением. Такой характеристикой обладают спортивные колёса. Но можно ли их устанавливать для ежедневного использования? "Аргументы и факты" попробовали  разобраться в этом вопросе.

Низкопрофильная или спортивная?

Низкопрофильными шинами называются те, которые имеют небольшое расстояние (профиль) между колёсным диском и той плоскостью, которая соприкасается с дорожным покрытием. Высота профиля указывается в типоразмере шины второй цифрой. Например, в маркировке 235/45 R18 это цифра 45. Она показывает соотношение в процентах высоты профиля к ширине, то есть в данном случае это 45 % от 235 мм — 105,75 мм. Чем больше этот показатель, тем выше профиль шины, и наоборот. Низкопрофильной считается резина со значениями менее 55.

Применение спортивных шин понятно из их названия и часто носит экстремальный характер. Они могут быть очень разнообразными: от шин без рисунка на протекторе "Формулы 1", до грязевых шин гигантских размеров с большими грунтозацепами. Но существует целый ряд колёс, которые по техническим характеристикам подходят для использования на гоночных трассах, но при этом могут устанавливаться на серийные автомобили и эксплуатироваться каждый день. В данной статье разговор идёт именно о таких вариантах.

Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Достаточно часто показатели спортивности и низкий профиль неотделимы друг от друга. Это происходит потому, что задачи у покрышек одинаковы — обеспечить наилучшую управляемость на больших скоростях. За это отвечает максимальное пятно контакта, то есть та часть колеса, которая соприкасается с дорогой. Её наибольшего размера можно достичь увеличением ширины шины, поэтому их маркировка чаще всего начинается с 200 и доходит до 345. Также особенностью таких колёс является большой диаметр дисков от 18 дюймов (на маркировке — цифра после буквы R). Это связано с тем, что динамичным автомобилям нужно не только хорошо разгоняться, но и быстро останавливаться. Для более эффективного торможения нужны тормозные диски большей площади, а их вмещают только колёса большого радиуса.

Для того чтобы обеспечивать высокие скорости передвижения на спортивных шинах, применяются особые технологические решения.

Заниженная высота боковины

Собственно это и есть низкий профиль. Он необходим для того, чтобы снизить искажения шины при смене направления движения. Во время прохождения поворотов из-за инерции колёса словно "запаздывают" за машиной. При обычных режимах движения это почти незаметно, а вот на скорости обычные колёса буквально заламываются, соскакивая с диска. Наименьший ущерб от этого — испорченное колесо, но при плохом стечении обстоятельств это может привести к серьёзной аварии, вплоть до опрокидывания.

+ низкий профиль позволяет проходить повороты на больших скоростях;

шины с обычным профилем за счёт его высоты частично сглаживают неровности дороги, в то время как низкопрофильные практически не имеют демпфирующих свойств.

Жёсткий каркас

Для того чтобы шина выдерживала большие скорости (индексы U (200 км/ч), H (210 км/ч), V (240 км/ч) или W, Z (270 км/ч и выше)) и другие нагрузки, она должна обладать повышенной жёсткостью. Для этого в ней используется специальный корд из прочных и лёгких металлических нитей, который проложен несколькими слоями.

+ повышенная прочность;

жёсткие шины хуже переносят неровности дороги.

Мягкий состав резиновой смеси

Для обеспечения лучшего сцепления используются специальные составы резины, которая почти "приклеивается" к дорожному полотну. Такое свойство помогает удерживать автомобили в поворотах при больших боковых ускорениях. Но при этом оставляет свои частицы на поверхности дороги.

+ улучшение управляемости;

повышенный износ.

Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Крупный рисунок протектора

По сравнению с обычными шинами протектор спортивных имеет блоки увеличенной площади, меньшее количество водоотводных каналов и небольшую глубину. Всё это обеспечивает лучшее сцепление с хорошей дорогой и пониженную шумность. Но как только на ней появляются изъяны, достоинства становятся недостатками. Шине труднее "подстроиться" под рельеф, хуже выводится вода из пятна контакта, возникает ощущение езды на "лысой" резине.

+ большое пятно контакта для лучшего сцепления;

чем дальше покрытие дороги от идеального, тем хуже сцепление. Съезд на траву или песок может грозить буксованием, а мокрая дорога -  аквапланированием.

Некоторые особенности

Низкий профиль шины делает силуэт автомобиля эффектнее, но при этом уменьшается клиренс. Так что если рядом с местом обычной парковки есть бордюр или перегиб на выезде, существует вероятность, что после смены колёс можно зацепиться бампером.

Широкие спортивные шины, установленные на пределах допустимых размеров, могут увеличить радиус поворота, поскольку в крайних положениях начинают "цеплять" колёсные арки.

Низкий профиль повышает вероятность повреждения диска колеса при попадании в выбоину.

Использование специальных материалов, более сложные технологические процессы и то, что спортивных шин нужно производить меньше, в том числе из-за редких типоразмеров, повышает стоимость таких колёс по сравнению с обычными.

Читайте полную версию на сайте