Стив Маттин: «Мы создаем революцию в дизайне LADA»
- Нет однозначного ответа на этот вопрос. Как дизайнер, я получаю вдохновение от любого источника, будь-то дизайн продуктов, мода, архитектура или сама природа. Я всегда держу глаза открытыми, замечаю разные моменты, текстуры, цвета. Всегда и повсюду. Конечно, дизайнерской команде LADA важно знать и видеть, что делают и другие производители. Во-первых, убедиться, что мы делаем что-то отличное от того, что получается и остальных. Но при этом нужно понять, подхватить новые тренды в автомобильной индустрии.
Что я заметил, когда приехал в Россию – это страна, полная контрастов. Во всех аспектах, во всех формах жизни вокруг: совсем разные города, климат, окружающая среда, городской ландшафт, природа. Горячие температуры, холодные – везде контраст. И я пытался в будущей ДНК LADA создать такую же форму контрастов. Простые чистые поверхности со скульптурными элементами. Мягкие поверхности и жесткие линии. Комбинация с архитектурными формами. Еще очень важная деталь для любого дизайнера – понять слабые и сильные стороны бренда. И конечно, постараться создать что-то, что относится именно к бренду.
Какие тогда сильные стороны у бренда LADA?
- Если сравнить LADA с другими марками, взять, например, компанию Mercedes-Benz, где я работал раньше, у них достаточно занятное наследие. И у них есть постоянство в разработке ДНК. У LADA такого нет. Потому что есть 45 лет истории, но автомобили выходили на рынок в абсолютно разное время и не имели общей ДНК. Некоторые автомобили продолжали выпускать в течение 40 лет, и лишь в последние несколько лет стали появляться новые модели. У "Лады" не было единого языка дизайна, да и дизайн никогда не был частью российской культуры, как было, например, в скандинавском дизайне, в немецком. Приехав сюда, я хотел представить LADA в будущем, как она будет выглядеть.
Что важнее в дизайне авто: удобство или красота? Чем из этого вы бы пожертвовали в пользу второго?
- Зависит от того, что вы имеете в виду: экстерьер или интерьер? Если мы говорим об интерьере, то, конечно, очень важна эргономика, все должно быть многофункциональным. Нет смысла создавать красивый интерьер, если вы не можете управлять рулем или дотянуться до кнопок. Нужно найти баланс, компромисс между функциональностью, формой и красивым дизайном. Красивый дизайн должен функционировать и должен соответствовать другим требованиям. Когда дело доходит до экстерьера, красота становится более важной, потому что речь идет о скульптурности и о рельефе. То, что вы делаете на боковине кузова, сильно не влияет на эргономику автомобиля. Т.е. в этом плане у вас больше свободы, но также много ограничений касательно законодательных правил, которые определяют очень много моментов производственной технологии.
Когда я создаю дизайн автомобиля, я всегда думаю о том, что то, что я создаю, должно нравиться мне. Конечно, это должно быть создано, в первую очередь, для потребителя, но и дизайнера должно устраивать. Мы всегда сражаемся и ищем баланс: что является самым практичным и что является самым лучшим с точки зрения дизайна. Если делать все практичным, у вас коробка получится. Никто не захочет покупать квадратную машину. Может быть, это очень практично, но это выглядит некрасиво. А если так, то кто же это купит?
Сегодня мы продаем машины не только из-за привлекательной цены. Если вернуться на 10 лет назад – конкурентов у LADA особо-то и не было. Но если взглянуть на рынок сегодня, то вы увидите, что свою долю рынка у "Лады" пытаются отнять и все китайские бренды, и другие производители, и даже немецкие марки переходят в более доступные сегменты. Так что для "Лады" цена сегодня не должна являться единственным решающим фактором.
Насколько сложно дизайнеру сделать дешевую и при этом красивую машину? Так, чтобы она выглядела дороже, чем стоит на самом деле?
- Да, это один из самых сложных вызовов. И это самый интересный момент. Вот почему я согласился приехать сюда. Я разрабатывал автомобили из премиальных и средних сегментов. Но там всегда были ограничения: ожидания от бренда. Потому что уже существовал язык, ДНК дизайна. Здесь, на АВТОВАЗе, у LADA такого не было. Я думаю с другой перспективы. Вы не только смотрите на прямых конкурентов для сравнения и вдохновения. Нужно смотреть на все сегменты. И когда дело доходит до рельефа, это не обязательно стоит больших денег. Можно создать доступный автомобиль, который будет, тем не менее, привлекательным. Пропорции, линии, рельеф, графика, детали.
Приехав сюда, я думал о будущем и начинал с чистого листа. Конечно, учитывая все ограничения по стоимости, просьбы и ожидания потребителей, маркетинг, дорожные условия. Было интересно, потому что конкретно не было определено то, как именно должен выглядеть автомобиль. Я привык делать эксклюзивные, дорогие автомобили, но с приездом в Россию моя работа не изменилась. Я продолжаю создавать привлекательный дизайн, даже если автомобиль находится в более низком ценовом сегменте. Это и является самым интересным.
Бренд LADA очень сильно меняется с точки зрения дизайна. Это значит, что потребителям мы предложим что-то абсолютно другое. Надеемся, что им это понравится, и что это будет конкурентоспособным.
С чего начинается ваш рабочий день?
- Захожу в офис, снимаю куртку и сразу выхожу, потому что далее следует совещание за совещанием, нон-стоп. Но мой рабочий день – это всегда динамика, потому что дел очень много. Я не только руковожу, я передаю свой опыт. Конечно, ввожу изменения: работа с матмодельщиками, с пластилинщиками, обсуждение стратегии, совещания с дизайнерами, финансистами, с группой планирования. Обсуждение отделки, тиснений, материалов, цветов. Все отличается в зависимости ото дня, но это всегда интересно. Скучно не бывает никогда!
Приветствуются ли споры в дизайн-студии LADA?
- Конечно. У дизайнера всегда должна быть своя точка зрения. Все создают свою креативную идею. И если вы спросите 10 разных дизайнеров, у них у всех должно быть свое мнение. Если каждый создает свой автомобиль, они все будут отличаться. Это не разногласия, это именно разные мнения. Иногда что-то получается лучше, что-то хуже. Моя работа заключается в том, чтобы объяснить, что является тем самым "лучше" или "хуже". Направить людей, рассмотреть их точку зрения, передать свои идеи, которые я считаю правильными. Научить. Конечно, если дизайнер поделится своим мнением, я его выслушаю. Но это разный уровень опыта. У нас есть разница во мнениях, а дизайн заключается в создании разных идей. Моя работа через этот процесс дать дизайнерам как можно больше креативности и свободы. И направлять их до тех пор, пока мы не сделаем финальный выбор. Разница во мнениях – это хорошо. Иначе бы у нас все дизайнеры делали одно и то же.
Под вашим руководством создаются абсолютно новые модели LADA. А хотелось бы вам что-то изменить в ныне продающихся "Ладах"?
- Любая машина проходит фазу фейслифта, если она находится на рынке в течение нескольких лет. Я хотел бы изменить много моментов в нынешних LADA, но моя работа – не менять все подряд в текущем производстве, а создавать будущее.
Предстоящий Московский автосалон – что нового представит бренд LADA? Это будут концепты или серийные модели?
- В 2012 мы показали концепт XRAY, что было очень важным шагом для нас, как для бренда. Дать представление о том, как марка LADA будет развиваться в будущем. Мы показали, как может выглядеть передняя часть автомобиля, показали первые идеи ДНК и нового языка дизайна LADA. Представили кроссовер, заглянув в новый сегмент, заявив, что как бренд, мы не только сохраняем модельный ряд, который у нас есть сейчас, мы его развиваем. Это начало, но история продолжается. В дальнейшем появится первый автомобиль с чертами XRAY. С точки зрения дизайна, воплощение нового стиля в серийных моделях обычно занимает 4 года. Так что первый серийный автомобиль LADA с новым ДНК и с новым языком дизайна появится в 2015 году. Предстоящий автосалон будет очень важным для нас, ведь наш основной рынок – это Россия и соседние страны. Я пока не могу рассказать вам о наших экспонатах, но приоткрою тайну – 2014 год для нас даже более важный, чем 2012-й, когда мы показали XRAY. Придется подождать, но это того стоит, не пропустите.
АВТОВАЗ проводит различные конкурсы по дизайну LADA: и для профессионалов, и для любителей. Если говорить о любителях, может ли какая-то интересная идея быть реализована при создании серийного автомобиля?- Мы работаем достаточно близко со студентами. Очень важно найти и помочь желающим развить свой креативный талант в будущем. Конечно, они любители на этом этапе. В последние два года АВТОВАЗ проводил проекты с разными российскими школами и университетами. Два конкурса состоялись в Москве, совместно со Строгановкой и МАМИ. По итогам конкурса, который мы делали с МАМИ, мы взяли на практику одного из студентов и в течение полугода он участвовал в наших текущих проектах. Сейчас он занимается своей дипломной работой с нами. Да, мы иногда включаем в нашу работу студентов. Мы их обучаем, помогаем в карьере, включаем в процесс. Если они могут предложить отличную идею на этом этапе, мы будем это использовать. Из последнего – дизайн-конкурс, который проходил в сети (на официальной странице LADA Вконтакте, - Ред.). Очень много идей было представлено, причем не всегда хороших. Иногда мы видели копии XRAY, которые просто перемасштабированы. Иногда какие-то вовсе сумасшедшие идеи. Иногда это был просто тюнинг. Наша работа – не брать все идеи и просто их внедрять. Это не цель и для конкурсантов. Цель – позволить им выразить себя.
Вы посещали музей АВТОВАЗа? Видели ли вы прошлые модели LADA, старые концепты? Как оцениваете их дизайн?
- Да, я был в музее. Но не обязательно ходить в музей, чтобы видеть автомобили LADA, ведь практически весь модельный ряд – за все годы! – и сегодня ездит по Тольятти. В Москве это не так заметно, там не так много "Лад". Я не оцениваю в чистом виде прошлое. Мы создаем революцию в дизайне и определяем, каким будет будущее. В "Мерседесе" было по-другому. Там такая серьезная история, так много автомобилей-икон, есть постоянная стратегия, так много потрясающих автомобилей, что вы автоматически связываетесь с этим.
Стив Маттин и концептуальный кроссовер
|
Сейчас в России особо популярны кроссоверы. Будет ли АВТОВАЗ развивать это направление?
- Об этом мы заявили, когда сделали XRAY. SUV – очень важный сегмент, особенно для России, ввиду практичности из-за состояния дорог. И мы будем в этом сегменте представлены. На будущие кроссоверы LADA сильное влияние окажет XRAY. Это не значит, что мы выпустим копии концепта, но на серийных автомобилях вы увидите очень заметную связь с ним. XRAY вообще влияет на все проекты, над которыми мы сейчас работаем. Форма "икса" на передней части перейдет на остальные модели. Плюс будет достаточно рельефная боковина. Вы увидите, это будет внедрено на новых автомобилях LADA. Это часть стратегии, часть языка дизайна.
Каким вы видите имидж марки LADA сегодня и в будущем.
- Предстоит еще много работы по имиджу LADA. Так же было с Volvo – от любви до ненависти один шаг. Самое простое, что я могу сделать для изменения имиджа марки – дизайн. Вспомните, какую реакцию мы получили после презентации XRAY. Все что было у LADA до него – это как сравнивать черное с белым. XRAY – абсолютно другая ментальность. Процесс изменения имиджа бренда был запущен в 2012 году в Москве, он продолжается и по сей день. Но имидж складывается не только из дизайна автомобилей. Мы интенсивно работаем и с качеством всех наших автомобилей. По мере продвижения вперед используются новые технологии, новые платформы. Мы уже обновляем, освежаем бренд, улучшаем его восприятие.
- Лично для вас – какой автомобиль LADA сегодня выглядит наиболее привлекательно?
- Для меня – это LADA 4х4, автомобиль-икона. Спросите любого европейца, он обязательно назовет этот автомобиль. Автомобиль, который люди помнят и знают, а ведь ему уже 35 лет. И при этом он все равно выглядит достаточно современно из-за базовой концепции, общих пропорций.
- Получит ли LADA 4x4 черты XRAY?
- LADA 4х4 до сих пор остается очень успешной моделью. Да, как в любом другом нашем автомобиле, в нем будет обновление. Но пока в приоритете другие автомобили LADA. Либо те, которые нужно освежить, либо абсолютно новые продукты.
СПРАВКА
Стив Маттин родился в городе Бедфорд (Великобритания)
29 октября 1964 года, в 1987 году окончил Coventry
(Lancaster) University по курсу "индустриальный
дизайнер – транспортные средства".
17 лет проработал на Mercedes-Benz, затем воплощал
в автомобилях истинно шведский дизайн
как главный дизайнер Volvo Car Corporation.
Под руководством Маттина созданы:
Mercedes A-Class (1997 г.),
Mercedes S-Class (1998 г.),
Mercedes SL-Class (2001 г.),
Mercedes ML-Class и GL-Class (2005 г.),
Volvo S60 и V60 (2010 г.),
Volvo XC60 (2008 г).
С 1 октября 2011 года Стив Маттин стал главным
дизайнером АВТОВАЗА