Что делать, если автомобиль угодил в дорожную яму
Autonews.ru решила напомнить,
что ждет водителей после встречи с выбоиной, как доказать вину
дорожников и возместить ущерб за поврежденный автомобиль.
Плохое качество российских дорог – уже много лет благодатная почва для сарказма, и это несмотря на утверждения властей о том, что оно сильно изменилось в лучшую сторону. Впрочем, с ними согласен и руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин:
"Перемены в качестве дорог произошли и они серьезные. С введением новых норм состояния федеральных дорог, они стали значительно лучше. Улучшились дороги и в богатых городах. Это же напрямую связано с бюджетом. Контроль за состоянием дорог осуществляют определенные ведомства. Но важно понимать, как ты сам ездишь. Водители забывают о правилах дорожного движения. Да, дорожники не поставили знаки, ты попал в яму. Но глаза есть у всех водителей. Если на дороге препятствие, движение должно быть медленным вплоть до полной остановки. Дорожник может быть хоть четыре раза дурак, но и водитель дурак, что проглядел яму и разбил свою машину", - считает Блинкин.
Вместе с тем доля ДТП из-за плохих дорог в России составляет 20%. По меркам развитых стран – неправдоподобно высокий показатель.
Ответственность за состояние и повреждения проезжей части по закону несут должностные лица дорожных эксплуатационных организаций и фирм, осуществляющих текущий ремонт или реконструкцию данных участков дорог по долгосрочным или разовым договорам. Если это дорога местного значения, то ответственность лежит на подрядчике, с которым работает администрация города, края, области. Если это федеральная трасса, то чинить дорожную яму должно федеральное дорожное агентство, даже если дорога проходит через административные центры.
Если ваш автомобиль угодил в дорожную яму с последующими повреждениями, и вы не готовы списать это на собственную глупость, то необходимо сделать следующее:
1. Вызвать ГИБДД и составить протокол. До приезда инспекторов нельзя передвигать автомобиль и по возможности стоит найти как минимум двух свидетелей, записав их адреса и телефоны;
2. Необходимо настоять на том, чтобы сотрудники ГИБДД внесли в протокол факт отсутствия дорожных знаков и ограждений возле ямы, а также факт присутствие понятых. В идеале стоит сразу же получить копию протокола;
3. Фото и видео доказательства существования ямы помогут в суде, потому что до судебного разбирательства дорожные службы могут успеть залатать выбоину;
4. В акте описания ДТП обязательно должно быть указано наличие фото и видео материалов, место и время их съемки, а также подписи пострадавшего и свидетелей. Только после выполнения этих пунктов можно со спокойной душой расстаться с ямой и ехать по своим делам.
Далее ГИБДД на группе разбора должна определить виновного в ДТП, указав компанию, которая обслуживает участок дороги, где произошла авария. Прямой обязанностью инспекторов также является подача рапорта о существовании ямы. Заниматься контролем работы дорожных служб в идеале периодически должна и прокуратура. Поэтому дополнительное заявление на дорожников прокурорам может ускорить их реакцию на происшествие. Прокуратура может и самостоятельно направить дело в суд, независимо от действий ГИБДД.
Существуют нормы ответственности дорожников за ямы на асфальте, определенные Административным кодексом. Последние поправки вступили в силу 1 сентября 2013 года и повысили эту ответственность. По статье 12.33 КоАП можно привлечь должностных и юридических лиц за "повреждение дорог, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия". Штраф по этой статье предусматривает денежное взыскание 5-10 тысяч рублей для физических лиц, 20 тысяч рублей для должностных лиц и 300 тысяч рублей для юридических лиц. Это помимо компенсации за поврежденный автомобиль, которую должен установить суд.
Дорожники считают, что существующие штрафы вполне справедливы. В госкомпании "Автодор", например, уверены, что если подрядчик боится потерять контракт, то не станет жертвовать крупными деньгами и халтурить. "Мы считаем существующие наказания для дорожников-подрядчиков адекватными. Однако за систематические нарушения к денежным штрафам добавится еще и расторжение контракта, например, госкомпании с недобросовестным подрядчиком", - рассказали в пресс-службе компании.
Между тем в судах не так много исков от водителей по отношению к дорожным службам – в первую очередь, из-за того, что автомобилисты не верят в возможность положительного и исключающего излишнюю бюрократическую волокиту исхода..
"Люди боятся судов. Такова наша ментальность. Случаи судов из-за ям есть, но они не массовые, что расхолаживает дорожников. Конечно, суды у нас не оперативны, разбор дела может затянуться. Нужно запастись терпением и не бояться взыскивать не только материальный, но и моральный ущерб. Мы не Америка и не Европа, у нас моральный ущерб обычно не превышает 50 тысяч рублей, но и это деньги. Чем больше автомобилистов будут бороться за свои права, тем чаще суды начнут выносить положительные решения, а дорожники реже будут допускать ошибки", - говорит депутат Вячеслав Лысаков.
Несмотря на декларируемое улучшение дорожной ситуации в крупных городах и на федеральных трассах, общая статистика аварий из-за плохих дорог еще не вселяет оптимизма. На сегодняшний день, по данным Росавтодора, больше половины дорог в России не соответствуют нормам (57,5% или 27 619 км), а треть всех трасс страны работают в режиме перегрузки, что тоже способствует возникновению дефектов полотна. Так что в ближайшее время ямы и выбоины точно никуда не денутся.
Читайте полную версию на сайте
Плохое качество российских дорог – уже много лет благодатная почва для сарказма, и это несмотря на утверждения властей о том, что оно сильно изменилось в лучшую сторону. Впрочем, с ними согласен и руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин:
"Перемены в качестве дорог произошли и они серьезные. С введением новых норм состояния федеральных дорог, они стали значительно лучше. Улучшились дороги и в богатых городах. Это же напрямую связано с бюджетом. Контроль за состоянием дорог осуществляют определенные ведомства. Но важно понимать, как ты сам ездишь. Водители забывают о правилах дорожного движения. Да, дорожники не поставили знаки, ты попал в яму. Но глаза есть у всех водителей. Если на дороге препятствие, движение должно быть медленным вплоть до полной остановки. Дорожник может быть хоть четыре раза дурак, но и водитель дурак, что проглядел яму и разбил свою машину", - считает Блинкин.
Вместе с тем доля ДТП из-за плохих дорог в России составляет 20%. По меркам развитых стран – неправдоподобно высокий показатель.
Ответственность за состояние и повреждения проезжей части по закону несут должностные лица дорожных эксплуатационных организаций и фирм, осуществляющих текущий ремонт или реконструкцию данных участков дорог по долгосрочным или разовым договорам. Если это дорога местного значения, то ответственность лежит на подрядчике, с которым работает администрация города, края, области. Если это федеральная трасса, то чинить дорожную яму должно федеральное дорожное агентство, даже если дорога проходит через административные центры.
В
России есть четкие параметры допустимых размеров для дорожных ям. По
ГОСТу 50597 - 93 г., это: длина - 15 см, ширина - 60 см, глубина - 5
сантиметров. Получить компенсацию можно, если выбоина превышает любой из
параметров. В противном случае шансы привлечь дорожников к
ответственности сильно уменьшаются, но не исчезают совсем. Есть также и
четкие временные рамки по устранению повреждений покрытия - в течение
120 часов для дорог IА, IБ, IВ технических категорий (автомагистрали и
скоростные дороги с 4 полосами и более), 168 часов для дорог II
технической категории (не скоростные дороги в 2-4 полосы), 240 для дорог
III технической категории (2-полосная дорога шириной 3,5 метра) с
момента обнаружения дефекта.
Если ваш автомобиль угодил в дорожную яму с последующими повреждениями, и вы не готовы списать это на собственную глупость, то необходимо сделать следующее:
1. Вызвать ГИБДД и составить протокол. До приезда инспекторов нельзя передвигать автомобиль и по возможности стоит найти как минимум двух свидетелей, записав их адреса и телефоны;
2. Необходимо настоять на том, чтобы сотрудники ГИБДД внесли в протокол факт отсутствия дорожных знаков и ограждений возле ямы, а также факт присутствие понятых. В идеале стоит сразу же получить копию протокола;
3. Фото и видео доказательства существования ямы помогут в суде, потому что до судебного разбирательства дорожные службы могут успеть залатать выбоину;
4. В акте описания ДТП обязательно должно быть указано наличие фото и видео материалов, место и время их съемки, а также подписи пострадавшего и свидетелей. Только после выполнения этих пунктов можно со спокойной душой расстаться с ямой и ехать по своим делам.
Далее ГИБДД на группе разбора должна определить виновного в ДТП, указав компанию, которая обслуживает участок дороги, где произошла авария. Прямой обязанностью инспекторов также является подача рапорта о существовании ямы. Заниматься контролем работы дорожных служб в идеале периодически должна и прокуратура. Поэтому дополнительное заявление на дорожников прокурорам может ускорить их реакцию на происшествие. Прокуратура может и самостоятельно направить дело в суд, независимо от действий ГИБДД.
Существуют нормы ответственности дорожников за ямы на асфальте, определенные Административным кодексом. Последние поправки вступили в силу 1 сентября 2013 года и повысили эту ответственность. По статье 12.33 КоАП можно привлечь должностных и юридических лиц за "повреждение дорог, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия". Штраф по этой статье предусматривает денежное взыскание 5-10 тысяч рублей для физических лиц, 20 тысяч рублей для должностных лиц и 300 тысяч рублей для юридических лиц. Это помимо компенсации за поврежденный автомобиль, которую должен установить суд.
Дорожники считают, что существующие штрафы вполне справедливы. В госкомпании "Автодор", например, уверены, что если подрядчик боится потерять контракт, то не станет жертвовать крупными деньгами и халтурить. "Мы считаем существующие наказания для дорожников-подрядчиков адекватными. Однако за систематические нарушения к денежным штрафам добавится еще и расторжение контракта, например, госкомпании с недобросовестным подрядчиком", - рассказали в пресс-службе компании.
Между тем в судах не так много исков от водителей по отношению к дорожным службам – в первую очередь, из-за того, что автомобилисты не верят в возможность положительного и исключающего излишнюю бюрократическую волокиту исхода..
"Люди боятся судов. Такова наша ментальность. Случаи судов из-за ям есть, но они не массовые, что расхолаживает дорожников. Конечно, суды у нас не оперативны, разбор дела может затянуться. Нужно запастись терпением и не бояться взыскивать не только материальный, но и моральный ущерб. Мы не Америка и не Европа, у нас моральный ущерб обычно не превышает 50 тысяч рублей, но и это деньги. Чем больше автомобилистов будут бороться за свои права, тем чаще суды начнут выносить положительные решения, а дорожники реже будут допускать ошибки", - говорит депутат Вячеслав Лысаков.
Несмотря на декларируемое улучшение дорожной ситуации в крупных городах и на федеральных трассах, общая статистика аварий из-за плохих дорог еще не вселяет оптимизма. На сегодняшний день, по данным Росавтодора, больше половины дорог в России не соответствуют нормам (57,5% или 27 619 км), а треть всех трасс страны работают в режиме перегрузки, что тоже способствует возникновению дефектов полотна. Так что в ближайшее время ямы и выбоины точно никуда не денутся.