Гнев автовладельцев приведет к созданию «ущербных» справочников по стоимости запчастей
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) кипит работа по созданию
Единых справочников стоимости запчастей, расходных материалов и норм
трудоемкости (нормо-часов) для расчета ущерба по ОСАГО. Как ожидается,
уже к середине лета эти документы должны обрести законную силу. После
чего стоимость запчастей для разбитых в ДТП автомобилей станет единой по
всей стране, - пишет km.ru.
По сути, речь идет о создании единого для всей России механизма оценки ущерба понесенного участниками ДТП. Именно единого и потому исключающего разночтения и разногласия между страхователем и застрахованным при составлении калькуляции предстоящего ремонта.
Однако, несмотря на то что, следуя букве закона, в расчетах должны использоваться среднерыночные цены, развитие ситуации показывает, что страховщики (и их можно понять) заинтересованы занизить стоимость в справочниках, а водительское сообщество представленное Ассоциацией по защите прав автострахователей сделать максимально справедливой.
То есть, по сути, речь идет об общегосударственном "едином знаменателе" к которому будут приведены все участника ОСАГО: автовладельцы, эксперты, автостраховщики, авторемонтники и прочие стороны. Такого "знаменателя" страна ждала более десяти лет с того самого момента как у нас было введено ОСАГО.
Но только сейчас, когда чаша "автонародного" гнева буквально переполнена а суды задыхаются под потоком исков недовольных размерами компенсационных выплат автовладельцев, дело сдвинулось с мертвой точки и появилось намерение создать тот самый единый общегосударственный стандарт расчетов – единую методику оценки ущерба при ДТП.
Под это дело был сформирован экспертный совет, куда вошли представители Центробанка, страхового сообщества (в том числе РСА), Ассоциации по защите прав автострахователей, независимых экспертных организаций.
И если с первой частью разрабатываемой методики серьезных вопросов практически не возникло, что собственно и понятно, ведь она описывает правила осмотра разбитого автомобиля и корректной фиксации повреждений, то по второй – споры разгорелись нешуточные.
И это тоже логично – эта вторая часть как раз и регламентирует те самые ценовые справочники стоимости запчастей, расходных материалов и нормо-часов.
Справедливости ради стоит отметить то что большинство предложений не
вызвало нареканий членов экспертного совета. Это и дифференциация
справочников по 12 экономическим зонам РФ, и желание собрать массив
данных по наиболее распространенным маркам, моделям и комплектациям
транспортных средств (около 80% автопарка, 70-80 млн. артикулов), и
обеспечение общедоступности электронной версии справочников.
Но как только речь пошла непосредственно о деньгах, каждый принялся упорно отстаивать свою позицию.
Так страховщики предлагают отталкиваться не от стоимости оригинальных деталей, как принято во всем цивилизованном мире, а от цены неких, цитирую, Сергея Дорофеева, председателя комитета по независимой технической экспертизе РСА "деталей чаще всего используемых для ремонта".
То есть неоригинальных запчастей в основной своей массе весьма туманного происхождения. Плюсуйте сюда пресловутый "износ", который опять же существует только в нашей стране, и вы получите… скорее всего вы вообще ничего путевого не получите, разве что копейки на которые даже на разборке подыскать что-нибудь приличное не представится возможным.
Кроме того страховщики настаивают на том что за основу расчета норм-трудоемкости (нормо-часов) надо брать цены, указанные в договорах между страховщиками и автосервисами с учетом всех скидок. По сути это "оптовые" расценки, по которым машину "с улицы" никто вменяемый кроме полуподпольных гаражей не ремонтирует.
С подобными установками категорически не согласен глава Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин:
–Чтобы снизить до минимума разногласия между страховщиками и страхователями необходимо сделать ценовые справочники единые на всю страну. Для этого надо собрать данные у официальных поставщиков и рассматривать только цены на оригинальные запчасти.
Основой для расчета нормо-часов должна стать средняя цена в сертифицированных автосервисах данного региона, причем без учета оптовых скидок. Если же будут утверждены предложения представителей страхового бизнеса, то, к сожалению, плачевная ситуация, которая есть на сегодняшний день, не только не изменится, она будет еще и узаконена.
Ассоциации по защите прав автострахователей приводит жуткие цифры – сегодня потерпевшие в ДТП получают от страховой лишь 30%, максимум 50% от реальной суммы ущерба. С подобным положением мириться нельзя ни в коем случае, поскольку тогда, как правильно отметил Максим Ханжин, существующая ситуация ущемления прав автовладельцев в вопросах размера выплат совершенно не измениться в лучшую сторону.
Что в этой связи можно сделать? Для того чтобы получившийся в итоге документ стал объективным, актуальным и адекватным инструментом экспертный совет по созданию единой методики оценки ущерба приглашает в свои ряды не только экспертов страховых компаний, но и представителей общественности.
Экспертный совет открыт для всех тех, кто хочет влиять на ситуацию, и
является специалистом в области технической экспертизы. Так что не
упустите свой шанс, возможно именно ваше предложение окажется
принципиально важным для надлежащего упорядочивания ситуации на рынке
ОСАГО.