Просрочка по автокредитам в России растет быстрее выдачи автозаймов

Россияне стали хуже платить по автокредитам. По данным на 1 января 2014 года, объем просроченной задолженности по автокредитам достиг 42 млрд рублей, увеличившись за прошлый год на 43%. Об этом говорится в исследовании Национальной службы взыскания (НСВ), которое имеется в распоряжении "Известий". По прогнозам компании, в конце 2014 года объем автокредитной просрочки вырастет и составит 50 млрд рублей.

Фото с сайта izvestia.ru: Анна Исакова

В прошлом году темпы роста автокредитной просрочки (на 43% с 29,3 млрд рублей) превысили темпы роста рынка автокредитования (по данным НСВ, он оценочно увеличился на 34%, до 1,2 трлн рублей).

Рост просрочки происходил на фоне спада автомобильного рынка: по данным "Автостата", в 2013 году на российском рынке было продано 2,6 млн новых легковых автомобилей, что на 150,6 тыс. меньше, чем за 2012 год. При этом падение компенсировалось увеличением доли машин, приобретаемых в кредит (с 29% до 46%, по данным Национального бюро кредитных историй).

По словам старшего вице-президента НСВ Сергея Шпетера, рост доли кредитных автомобилей вызван ужесточением требований Центробанка в сегменте необеспеченных ссуд.

— Банки стали компенсировать снижение продаж этой категории кредитов за счет программ автокредитования, сегмент которых не коснулись ограничения регулятора, — говорит Шпетер. — Учитывая тенденции рынка, а также дальнейшее ужесточение требований регулятора, в конце 2014 года объем автокредитной просрочки достигнет 50 млрд рублей.

Как отмечается в обзоре НСВ, в 2013 году в работе коллекторов находилось 26 млрд рублей (или 62%) автокредитной просрочки, что на 13% больше показателя за 2012 год. В конце 2014 года объем переданной в работу коллекторов автокредитной просрочки составит 30–33 млрд рублей, прогнозирует служба взысканий.

Лидирует по объему переданной коллекторам автокредитной просрочки Центральный федеральный округ (30%, или 7,8 млрд рублей), за ним следуют Приволжский (18%, или 4,68 млрд) и Сибирский (14%, или 3,64 млрд) округа.

Вырос средний размер автокредитного долга. По данным НСВ, средний размер задолженности по автокредитам составил 443 тыс. рублей, что на 174 тыс. рублей больше аналогичного показателя за тот же период 2012 года (269 тыс. рублей). Среди регионов, лидирующих по объему среднего автокредитного долга, переданного коллекторам, — Сибирский и Уральский федеральные округа (480 тыс. и 478 тыс. рублей соответственно), Центральный округ занимает третью строчку (470 тыс.).

— Активный рост среднего долга вызван тем, что в последнем квартале банки решили передать долги на больших сроках просрочки, с которыми до этого они пытались работать сами, указывает Шпетер. — Так, средний срок передаваемой задолженности в 2013 году составил 608 дней, в 2012 году — 380 дней. У ряда регионов этот показатель превышен: в Сибирском округе он составляет 664 дня, в Уральском — 767 дней, в Приволжском — 658 дней.

Эксперты, опрошенные "Известиями", назвали несколько факторов превышения темпов роста просрочки по автоссудам над темпами роста автокредитного рынка.

— В начале года продажи новых автомобилей снижались, и для поддержания темпов роста рынка автокредитования некоторые банки смягчили требования к заемщикам, — указывает начальник управления по работе с сегментом розницы Абсолют-банка Антон Павлов. — В тех банках, где система оценки рисков не учитывает всех факторов при принятии решения о выдаче автокредитов, и наблюдается рост просрочки.

По мнению экспертов еще одна причина — рост мошенничества.

— Для злоумышленников это "интересное" направление бизнеса банков, — говорит Николай Вялов, начальник управления регионального взыскания Бинбанка (по статистике экспертов, каждый седьмой автокредит — мошеннический. — "Известия"). — Ситуация должна будет нормализоваться, когда все кредитные организации начнут использовать в работе ФЗ № 166, вступивший в законную силу с 10 января 2014 года, на основании которого внесены поправки в закон РФ "О залоге". Согласно изменениям, залогодержатель имеет право уведомить нотариуса о возникновении залога движимого имущества.   

Однако социальный фактор также влияет на увеличение просрочки по автоссудам.

— Опережающий рост просроченной задолженности по автокредитам относительно роста объемов предоставленных автокредитов вызван ухудшением финансового положения населения, — считает аналитик по макроэкономике UFS IC Станислав Савинов. — Так, доходы населения по итогам 2013 года выросли на 3,3% после роста за 2012 год на 4,6%. Увеличилась безработица — в декабре число безработных превысило на 365 тыс. чел. показатель годовой давности. Населению стало труднее соблюдать платежную дисциплину и на фоне роста закредитованности. В прошлом году выросла доля населения, обслуживающего сразу несколько кредитов, а также увеличилась в среднем доля ежемесячного дохода, которая идет на их оплату.

Оптимизма при оценке рынка автокредитования в словах экспертов не замечено.

— Рост просроченной задолженности не заставит себя ждать по причинам повышения цен на автомобили и ухудшения платежеспособности заемщиков, в том числе за счет инфляции и ослабления рубля, — говорит аналитик Национального рейтингового агентства Вадим Тихонов.

Он добавляет, что банки будут более активно избавляться от автокредитных долговых портфелей, поскольку те требуют создания дополнительных резервов в соответствии с требованиями ЦБ, что влечет нагрузку на капитал.

Читайте полную версию на сайте