Требования к экзаменам в ГАИ и экзаменаторам ужесточат
По итогам общественных слушаний в проект этого постановления было внесено множество поправок. В частности, ужесточены требования к экзаменаторам. То есть к сотрудникам ГИБДД, которые будут принимать экзамен. Согласно этому документу, экзаменатор должен быть не моложе 25 лет (сейчас 23), иметь высшее образование (сейчас допускается среднее). Также необходимо, чтобы у него были открыты те категории или подкатегории, по которым он принимает экзамен. А стаж управления по одной из них должен быть не менее 5 лет (сейчас 3 года). Предполагается, что такие требования повысят качество приема экзамена.
Кандидатам в водители теперь придется сдавать не два экзамена, как раньше, а три. По сути второй экзамен - практику, состоящую из двух этапов, - разбили на два самостоятельных теста. Сделано это было тоже не просто так. Сейчас кандидат в водители платит госпошлину и потом ходит на экзамены, как в автошколу. Не сдал сегодня, сдаст через неделю, месяц, три месяца. Эдакий дармовой тренинг. Новый подход позволит ввести плату за каждый экзамен отдельно. А это должно повысить и качество подготовки водителей, и ответственность автошкол. Ведь сейчас, если ученик не сдал с первого, второго и третьего раза, он не пойдет в автошколу и не начнет стучать кулаком по столу, требуя более высокого уровня подготовки. А когда ему придется платить за каждый экзамен и за каждую попытку, то возникнет резонный вопрос, зачем он платил автошколе.
Но изменение госпошлины, дело другого документа - Налогового кодекса. В него тоже готовятся поправки. Просто новые правила приема экзаменов позволят ввести новый финансовый инструмент.
Количество попыток сдачи экзамена тоже будет ограничено. Если кандидат не сдал с первой попытки, следующая ему будет предоставлена не ранее чем через 7 дней. Но если он не сдал с третьей попытки, то в очередной раз пытать счастье он сможет прийти не ранее чем через месяц. Правда, при этом увеличен срок действия положительной оценки, полученной за теорию до полугода. Сейчас этот срок 3 месяца.
Теперь часть экзаменов автошколы могут принимать на своей базе. То есть ГИБДД зачтет квалификационный экзамен по теории и по первоначальным навыкам вождения в автошколе при соблюдении нескольких условий. Теория должна приниматься с использованием аппаратно-программного комплекса. А первоначальные навыки принимаются на автоматизированном автодроме. Это такая площадка, где все действия и все ошибки кандидата в водители фиксируются автоматически и передаются на пункт управления. При этом на этих тестах должен присутствовать экзаменатор.
ГИБДД будет направлять своих экзаменаторов в автошколы с соответствующей материально-технической базой, но только в те из них, где по итогам полугодия количество кандидатов, сдавших теорию с первого раза, составляет более 80 процентов, сдавших первоначальные навыки - более 70 процентов. В школы, где уровень подготовки ниже, экзаменаторы ездить не будут.
Их ученикам придется по старинке все экзамены сдавать непосредственно в ГИБДД. Один из главных вопросов, на чем? В предыдущей версии документа предполагалось, что кандидат должен сдавать экзамен на транспортном средстве, которое ему предоставит автошкола на основании договора.
С одной стороны, это логично. У нас можно сдавать экзамены, только после обучения в автошколе. Почему бы не сдавать экзамен на машине, к которой привык? Но возникают сложности с теми, кто приходит на пересдачу. С одной стороны, тоже правильно, чтобы они платили за аренду автомобиля автошколе, которая его предоставляет. Но что делать тем, кто не сумел договориться с автошколами? К тому же при предоставлении госуслуги нельзя навязывать иных услуг. Поэтому у ГИБДД все-таки останутся свои экзаменационные автомобили на такие неожиданные случаи.
Еще немного о машинах. В доработанной версии проекта теперь изменены требования к автомобилям, на которых будет приниматься экзамен. Если раньше, например, для приема экзаменов на категорию "С" требовался грузовик грузоподъемностью не менее 10 тонн, то сейчас понадобится тот, который соответствует данной категории - от 7,5 тонны. Возможно, с точки зрения проверки мастерства это некое упущение, зато автошколам не придется менять автопарк.