С дальнобойщиков предлагают брать плату за проезд через таможню
Член комитета Госдумы по транспорту Александр Васильев (ЕР) подготовил законопроект об учреждении на границе со странами СНГ таможенных электронно-пропускных пунктов, которые станут регламентировать время проезда машины, взимая за это с водителя плату. Кроме того, предполагается создать вблизи пунктов специальные зоны отдыха с кафе, туалетом, душем, пунктом обмена валюты и зоной ожидания для легковых и грузовых автомобилей, пишут "Известия".
По замыслу автора законопроекта, реализация его инициативы не потребует бюджетных расходов. Плата, взимаемая за беспрепятственный проезд, пойдет на компенсацию расходов по созданию и содержанию таких пунктов. Размер оплаты предполагается учредить такой же, как в соседней Эстонии. По подсчетам самого депутата, эта сумма составляет примерно 200 рублей.
— Продумывая эту инициативу, я исхожу из того, что дальнобойщики и сами рады не стоять в многочасовых пробках, где теряется время, бензин, возникают конфликты, где существует целый бизнес по продаже мест в очереди. Если со стороны Эстонии, Финляндии, Латвии открыты и нормально функционируют такие пункты, то и мы сможем нормализовать таким образом работу нашей таможни, — заверил Александр Васильев.
В самой таможне сообщили, что тоже занимаются этим вопросом. Система электронной очереди грузового транспорта уже запущена в постоянную эксплуатацию на таможенном посту МАПП Торфяновка по направлению въезда в РФ, также в планах ведомства обустройство этой системой постов МАПП Брусничное и Светогорск. По словам таможенников, эта система направлена прежде всего на снижение коррупционной составляющей, поскольку позволяет исключить влияние человеческого фактора на выбор объекта таможенного контроля.
— Перевозчики довольны нововведением. Получив талон с указанием номера окна и времени ожидания, водитель имеет возможность использовать имеющееся время по своему усмотрению, — отметил начальник отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 1 таможенного поста МАПП Торфяновка Олег Оклий.
Однако мнения экспертов по данной инициативе разнятся.
Общественный омбудсмен по вопросам защиты прав предпринимателей в таможенной сфере Виталий Сурвилло идею поддержал, заметив, что всех проблем это не решит, зато привлечет внимание к более крупным. Напомнив, что есть и другие ведомства, проверяющие грузы, такие как, например, Сельхознадзор, эксперт назвал необходимым увеличение количества полос, инспекционно-досмотровых комплексов и другого оборудования.
— Вопрос необходимости переоборудования таможен вставал и раньше, но им всерьез не занимались, поскольку формат государственно-частного партнерства в этой сфере — это серьезное решение. К сожалению, на данный момент в целевой программе Росграницы таких планов нет, но введение электронной очереди может стать первым шагом в правильном направлении, — рассказал Сурвилло.
Резко отрицательно воспринял инициативу глава агентства InfraNews по анализу транспортных проектов Алексей Безбородов. Он уверен, что таким образом коррупцию на границе не победить.
— Я считаю, что подобная инициатива, которая не может обойтись без финансовых вливаний, только повысит легальные и коррупционные сборы, существующие и сейчас. Просто теперь деньги будут списываться на оборудование, а не просто платиться за "крышевание товарищами на местах" продажи мест в очередях, — заметил эксперт.
Несмотря на разные мнения, законопроект по внедрению европейского опыта с электронной очередью и зоной отдыха все же имеет шансы быть рассмотренным. Эта инициатива включена в повестку грядущего совместного совещания Росграницы, таможни и комитета Госдумы по транспорту, которое состоится в Пскове 30 января.