ГИБДД разъяснила, как рассматриваются нарушения, снятые регистраторами
Процедура не легкая, но, как ни странно, пользуется спросом. Видимо усталость от дорожного хамства уже превысила все нормы. Даже страх, что "стукачем" назовут, а то и встретят в глухой подворотне, не останавливает таких добровольных помощников ГИБДД. Хочется уже порядка на дорогах.
Как пишет "Российская газета", защитники прав автомобилистов заявляют, что необходимо упростить систему. В ГИБДД считают, что в ныне действующих нормативных актах порядок рассмотрения таких обращений прописан четко и защищает интересы как тех, кто заявляет, так и тех, на кого заявления пишут.
Эта тема обсуждалась на прошедшем в Москве общественном форуме, посвященном организации и безопасности дорожного движения. Поводом для обсуждения послужил ролик про "народного гаишника", как окрестили его в соцсетях, из города Ярославля. Марк Рицков, отправляясь на машине по своим делам, всегда включает видеорегистратор. Снятые на него сюжеты о нарушителях он выкладывает на YouTube. Некоторые - направляет в ярославское ГИБДД.
Как сообщил "РГ" заместитель начальника ГИБДД Ярославской области Антон Царев, сколько таких роликов он прислал, никто не считал. Несколько десятков. К тому же у него появились последователи. Еще человек пять стали регулярно присылать свои дорожные наблюдения. Все рассматриваются, и по некоторым выносятся постановления о привлечении нарушителей к ответственности.
Одной только съемки с видеорегистратора, чтобы наказать лихача, недостаточно. Требуется еще и заявление. Причем Марк пользуется электронной формой. На сайте ГИБДД есть специальная форма обращения. Ее необходимо заполнить, указав свои личные данные, место и время замеченного правонарушения, при этом сообщив, признаки какого именно нарушения были замечены, и номер машины нарушителя. К этому заявлению в качестве доказательства прикладывается видеозапись.
Далее уже начинается работа инспектора ГИБДД. Ему необходимо установить автомобиль, его владельца, а также выяснить, кто был за рулем в момент совершения нарушения. Для этого в подразделение вызывается, соответственно собственник автомобиля. В общем, проводятся различные процессуальные мероприятия, результатом которых становится вынесение постановления с соответствующим штрафом. Или не становится. Наиболее частая причина закрытия административного дела - невозможность установить водителя, который в момент нарушения был за рулем. Тем не менее, по заявлению Марка к ответственности был привлечен даже водитель рейсового автобуса, выехавший на встречную полосу, чтобы успеть проехать перекресток.
Как заявил на форуме лидер известного движения автомобилистов Петр Шкуматов, необходимость писать заявления, ставит возможность помощи ГИБДД со стороны других водителей под угрозу. Во-первых, тот, в отношении кого заводится административное дело, вправе с ним ознакомиться. В том числе и с заявлением, на основании которого дело возбуждено. Таким образом, он узнает личные данные заявителя и может разобраться с ним по-свойски. Во-вторых, это занимает большое количество времени. Лично он - Шкуматов - после отправки таких заявлений, неделю ходил в ГИБДД, как на работу. Его вызывали для проверки различных сведений, указанных в этом заявлении. Поэтому он предлагает, чтобы ГАИ рассматривало направленные к ним записи с видеорегистраторов без всяких заявлений.
На это замначальника Главного управления ОБДД МВД РФ Владимир Кузин ответил, что это будет возвращение к 37 году, когда по любой анонимке любого человека отправляли за решетку. Даже если гражданин выявил нарушение и зафиксировал его на видео, он должен действовать по закону. То есть писать заявление, на основании которого возбуждается административное дело, а запись прикладывается в качестве доказательства. Применить ту же схему, которая предусмотрена при выявлении нарушений с помощью приборов фотовидеофиксации работающих в автоматическом режиме, невозможно. Ведь эти приборы относятся к специальным, которые должным образом сертифицированы и проходят обязательную поверку.
Чаще всего "народные гаишники" выявляют такие нарушения, как поворот не из своего ряда, проезд на красный свет и движение по выделенной полосе для маршрутного транспорта.