Данные о ходе выполнения закона Алтайского края "О регулировании племенного дела в животноводстве".

В развитие закона в Алтайском крае создан государственный орган по управлению племенным животноводством - Департамент племенного животноводства. В обязанности Департамента вменено проведение единой научно- технической политики в области селекции животных, лицензирования хозяйств на право занятия племенным животноводством.

Деятельность, созданная законом управленческой структуры, базировалась на программах развития племенного дела, утвержденных Главным управлением сельского хозяйства администрации края. Это позволило сформировать современную племенную базу животноводства, включающую 52 хозяйства со статусом племзавода или племрепродуктора. Племхозяйства могут ежегодно поставлять товарному животноводству более 2000 голов крупного рогатого скота, 900 свиней, 5-6 тысяч овец, 200-250 лошадей. Объем племенной продукции в основном закрывает потребность хозяйств края, что позволяет проводить крупномасштабную селекцию по созданию более интенсивных зональных типов молочного скота, свиней, овец. Продолжается накопление производителей, позволяющих вести внутрипородную селекцию со всеми видами сельскохозяйственых животных. Апробирована новая порода мясных лошадей "Новоалтайская". Готовится селекционный материал на утверждение внутрипородного типа овец.

Племенная служба края в свете требований закона "О регулировании племенного дела в животноводстве" интенсивно занимается воспроизводством поголовья. Это позволяет краю сохранять довольно высокий уровень искусственного осеменения маточного поголовья высокоценными производителями (быки 80%) получать по 86 телят на 100 коров. По этим показателям Алтайский край входит в число пяти лучших регионов Российской Федерации.

Вместе с тем вопросы регулирования племдела в крае и государственное стимулирование остаются по некоторым позициям нерешенными. Так, не определен приоритет в деятельности племенных хозяйств. Уровень племенной поддержки племзаводов и племрепродукторов в последние два года составляет 1,4-2,4 млн. рублей. Эта ситуация не позволяет снизить себестоимость племенной продукции, поэтому она становится невостребованной.

Особенно плохо обеспечивается племенными производителями частный скот населения. В селах, где отсутствуют коллективные хозяйства, создаются условия по вырождению скота. Особенно страдают горные и предгорные хозяйства края. Без солидной компенсации покупки племенных животных в таких районах будут нарастать процессы ухудшения племенных и продуктивных качеств скота.

Бессистемная работа с производителями в ряде районов и хозяйств края до предела сузила генетическое разнообразие животных, что приводит к накоплению имбредной депрессии со всеми вытекающими последствиями.

Наиболее реальными действиями администрации края в свете выполнения закона могут быть формирование фондов, обеспечивающих поставку товарным, фермерским и личным хозяйствам населения племенной продукции по лизингу с компенсацией покупки скота в размере 20-25% его стоимости.

Одновременно необходимо увеличить объемы поддержки племенных предприятий края, позволяющие нарастить объемы производства племенной продукции. Сумма дотации должна быть не меньше, чем получает край из федерального бюджета.

Отмеченные мероприятия, по мнению председателя краевого комитета по АПК и природопользованию Н. Золотухина, позволят лучше решать вопросы интенсивного воспроизводства поголовья, его рациональному использованию, что в целом будет способствовать более четкому и полному выполнению положений закона Алтайского края "О регулировании племенного дела в животноводстве".

Читайте полную версию на сайте