Российский бензин станет дороже европейского

Последствия сирийского кризиса продолжают сказываться на внутренних и мировых сырьевых рынках. Например, в России экспортная пошлина на нефть с 1 октября 2013 года вырастет на $15,7 — до $416,4 за тонну. Таковы последствия ценового всплеска в начале сентября. Казалось бы, событие рядовое, нефтецены, как правило, непостоянны. Но в 2014 году правительство планирует внести изменения в налоговый механизм. В частности, экспортная пошлина на нефть, возможно, постепенно понизится на 5%. Однако взамен на ту же величину увеличат ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Эксперты прогнозируют небывалый скачок стоимости бензина — вплоть до евроуровня, пишет "Московский комсомолец".

Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты — важнейший источник финансирования федерального бюджета. Согласно таможенному тарифу, ставки пошлин ежемесячно рассчитываются Минфином по формуле, установленной правительством. Основа расчетов — усредненные цены на российскую нефть (URALS) в ряде европейских нефтеналивных портов. Пока они зависят исключительно от мировых цен.

Однако Минфин весной этого года предложил снизить в течение ближайших 2–3 лет ставки нефтепошлин на 5%. Но при этом компенсировать бюджетные потери и даже нарастить доходы казны за счет повышения ставок НДПИ. Объяснение простое: на экспорт идет примерно треть добытой нефти. Оставшиеся объемы потребляются внутри России. А значит, как подсчитал замминистра Сергей Шаталов, доходы бюджета вырастут минимум на 20–30 млрд рублей. Что в условиях падения поступлений в казну — то, что нужно. Впрочем, уже тогда инициатива Минфина была встречена неоднозначно.

Тем не менее в конечном итоге, по информации Шаталова, Минфин уже поддержали на совещаниях у Владимира Путина и Дмитрия Медведева: "На совещании у премьера и на совещании у президента инициатива была принципиально одобрена, но нам необходимо посчитать, к чему это приведет, как это скажется на ценах на моторное топливо".

Конкретные предложения по графику повышения пошлины и снижению НДПИ будут рассматриваться на ближайшем совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. Впрочем, вполне вероятно, что инициатива Минфина будет все же приторможена. Дело в том, что новый налоговый маневр весьма опасен, поскольку он может спровоцировать рост цен на топливо. Даже по оценке Сергея Шаталова, бензин может подорожать примерно на 60–70 копеек за литр.

Но это только в том случае, если внутренние цены на нефть останутся прежними. Однако у Минфина есть и более далеко идущие планы: в дальнейшем экспортная пошлина должна будет уступить место новому внутреннему налогу, к тому же отличающемуся от НДПИ. В этом случае, как подсчитали эксперты, нефть внутри России может подорожать от 40% до 80%. И тогда бензин подорожает минимум на 14 рублей за литр. Вот тогда и наступит транспортный коллапс.

Вице-президент Московской топливной ассоциации Алексей Небольсин дал шокирующий прогноз на будущее. "Если оптовая цена на нефтепродукты поднимется, то ее рост идентично отразится на стоимости топлива в розницу. Иначе быть просто не может".

По словам эксперта, такими темпами мы сразу выйдем на европейский уровень. "Сегодня литр Аи-95 стоит 33 рубля, а будет стоить в районе 50 рублей (при 40%-ном скачке)", — говорит Небольсин. По его мнению, увеличение экспорта (в результате снижения вывозных пошлин) также может привести к обрушению мировых цен на нефть. "Но и это еще не все. Самым страшным последствием этого решения станет дефицит на внутреннем рынке", — угрожает Небольсин.

Пока нефтекомпании официально инициативу Минфина не комментируют. Однако нетрудно догадаться, что они скорее разочарованы, нежели довольны. Ведь теперь им будет еще выгоднее экспортировать нефть, чем перерабатывать ее в стране.
Читайте полную версию на сайте