Госдума поддержала дифференцированный подход к установлению платы за проезд по дорогам
Госдума поддержала в первом чтении правительственный законопроект, внедряющий дифференцированный подход к установлению размера платы по участкам платных автомобильных дорог. Поправки вносятся в федеральный закон "О концессионных соглашениях" и закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ", пишет РБК.
Действующим на сегодняшний день законодательством установлено, что методика расчета и максимальный размер платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования утверждаются правительством, исполнительной властью субъекта или муниципалитета соответственно подведомственности дороги. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, со временем была выявлена необходимость дифференциации определения максимального размера платы за проезд по платным автодорогам и дорогам, созданным на основании концессионных соглашений. Это обусловлено применением различных подходов к установлению размеров платы за проезд.
Порядок установления платы за проезд по платным участкам автомобильных дорог является обязательным при заключении концессионного соглашения. При этом в основу соглашения положен принцип проектного финансирования, в соответствии с которым расчет размера платы осуществляется в зависимости от инвестиционных затрат на строительство и эксплуатацию, то есть принцип возвратности инвестиций.
Установленный на сегодняшний день "с учетом социального подхода" размер платы за проезд по платным дорогам (1,5 руб./км за проезд по дорогам, проходящим в местах исторического расселения) не обеспечивает тот уровень доходов, который позволил бы инвестору возместить свои затраты. Как отмечают авторы законопроекта, это может вызвать проблемы с привлечением частных инвесторов. Следует отметить, что средний размер платы за проезд по федеральным трассам М-1 "Беларусь" и скоростной трассы Москва - Санкт-Петербург составляет 7,2 руб./км. Таким образом, плата за проезд по другим федеральным трассам значительно превышает плату с учетом социального подхода, а утверждение максимального размера платы с использованием социального подхода, по мнению правительства, повлечет необходимость возмещения концессионеру недополученных доходов.
Кроме того, отсутствие дифференциации в определении максимального размера платы не позволяет оптимизировать экономическую эффективность проектов создания платных автомобильных дорог и ставит под вопрос реализацию таких проектов по схеме государственно-частного партнерства, говорится в пояснительной записке.
Между тем разграничение максимальных размеров платы за проезд по платным дорогам, созданным на основе концессионных соглашений, и по всем остальным дорогам противоречит действующему законодательству. Поэтому предлагается устанавливать максимальный размер платы индивидуально в каждом конкретном случае. Перечень условий концессионных соглашений дополняется условием об установлении максимального размера платы. Согласно законопроекту, он может быть установлен дифференцированно для платных автодорог общего пользования федерального, регионального и местного значения, платных участков таких дорог, построенных и реконструированных на основании концессионных соглашений.
Законопроект также предусматривает возможность индексации максимального размера платы с учетом того, что концессионные соглашения заключаются на 25-30 лет.
Заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов в ходе пленарного заседания напомнил, что платные дороги могут строиться только при условии наличия альтернативного проезда. В свою очередь, транспортный налог идет на ремонт дорожного полотна и содержание этих альтернативных дорог. "Естественно, никто не заставляет автомобилиста принудительно ехать на платный участок дороги просто в силу того, что он может объехать по более худшей, более длинной, но более бесплатной дороге", - сказал С.Аристов.