Советский автопром от Чебурашки до Porsche
В России началось производство Lada Granta в кузове хетчбэк – в наше время разработки отечественных автомобильных конструкторов имеют хорошие шансы на серийное производство. Однако так было не всегда. В истории советского автопрома было множество автомобилей, которые могли бы стать поводом для гордости, но до конвейера так и не добрались – начальство не одобрило или попросту не хватило ресурсов на их производство, - "Газета.Ru" рассказывает о самых известных советских прототипах, которые незаслуженно канули в лету.
Последним советским лимузином для первых лиц страны стал ЗиЛ-4102. Информации о машине сохранилось немного. По некоторым данным, автомобиль разрабатывался по заказу Михаила Горбачева, но итоговая машина ему не понравилась, и проект был свернут. Было изготовлено всего два экземпляра автомобиля, один из которых утерян. Известно, что в качестве образца для новой разработки был куплен новый Rolls-Royce Silver Spirit 1985 года, но машина получилась своеобразной.
Данный лимузин стал первым автомобилем для первых лиц страны, не использующим рамную компоновку. Для разработки машины с использованием несущего кузова инженерам ЗиЛ пришлось приложить массу усилий, чтобы ликвидировать вибрацию кузова. Получившаяся машина была примерно на 50 см длиннее тогдашей "Волги" и на 500 кг тяжелее более привычного лимузина ЗиЛ-41041.
На машине стоял старый мотор V8 объемом 7,6 литра. С таким агрегатом машина могла разогнаться до "сотни" за 10,5 секунды – показатель неплохой, во многом связанный с отказом от рамной компоновки. Внутреннее оснащение машины обладало массой электроники наподобие проигрывателя компакт-дисков, а также электроприводов сидений и стеклоподъемников. Такое оснащение удивило бы советского человека, но для западных автомобильных компаний оно уже было нормой. Салон машины был выполнен из белой замши и кожи.
Стилистически автомобиль напоминал Jeep Willys и Toyota Land Cruiser первого поколения. Советский внедорожник по сути был построен с использованием узлов и агрегатов седана "Москвич" 2140, который готовился к выходу. На машине стоял двигатель от "Москвича-412" мощностью 75 л.с., с которым внедорожник разгонялся до 105 км/ч. 2150 был изготовлен лишь в двух экземплярах.
В отличие от "Нивы" автомобиль был построен на раме с применением типичных для серьезного внедорожника решений – неразрезные мосты и рессоры в подвеске. Тем не менее, победа в госзаказе досталась "Ниве" — машина получила более компромиссную с точки зрения проходимости, но наиболее комфортабельную и конкурентоспособную конструкцию. Военные заинтересовались АЗЛК-2150, но заявленный заказ на 60 тыс машин так и не получил "зеленый свет".
Машина использовала двигатель от "Москвича-412", как и уже упомянутый АЗЛК-2150. Тем не менее, ижевский внедорожник мог ехать чуть быстрее – максимальная скорость составляла 120 км/ч.
Машину не успели довести до ума к окончанию конкурса, поэтому конкурировать с АЗЛК-2150 и "Нивой" она не смогла. Разработки ИЖ-14 не нашли никакого применения и проект канул в лету.
В 1990 году в прессе "засветился" опытный образец "ВАЗ X" — семиместный минивэн с весьма смелым футуристичным дизайном. К сожалению, о технической части машины не известно ничего.
Стилистически машина напоминает концептуальный минивэн Pontiac Trans-Sport, продемонстрированный в 1986 году. Речь идет именно о прототипе – серийная версия этого автомобиля получила несколько другой облик, но стремительный силуэт с заостренной передней частью у автомобиля остался.
Автомобиль имел двигатель V8 объемом 6 литров, который развивал мощность в 141 л. с. Автомобиль должен был разгоняться до 180 км/ч, но на испытаниях машина смогла набрать скорость лишь чуть более 160 км/ч. Тем не менее автомобиль имел несколько сильных технических решений для страны в то время – стабилизатор поперечной устойчивости и новаторскую автопрома СССР конструкцию коробки передач.
Автомобиль был представлен на суд Сталина и Кагановича, те похвалили спорткар, но в условия конца 1930-х проект не мог получить дальнейший ход. Во время войны единственный экземпляр "ЗИС-Спорт" был утерян.
Первая версия автомобиля была показана в 1984 году представляла собой шасси уже зарекомендовавшего себя 969М с новым, современным кузовом из пластика, который ставился на стальной каркас. В 1990 году был показан доработанный вариант – машина получила независимую подвеску с пневматическими элементами, которые позволяли менять высоту посадки. В качестве двигателя использовался мотор от ЗАЗ "Таврия".
Получившийся автомобиль отдаленно напоминал японские миниатюрные внедорожники того времени, наподобие Suzuki Samurai. Автомобиль можно было в любое время переделать в пикап – задние панели легко снимались. По неизвестным причинам проект так и не был реализован.
В 2002 году "ЛуАЗ-1301" вновь напомнил о себе – машина получила слегка доработанный экстерьер и новый двигатель. Тем не менее, новая версия машины также до конвейера не добралась – руководство завода не смогло найти ресурсов для выпуска вполне перспективных для своего времени автомобилей.
Мотор машины был расположен сзади, он работал в паре разработанной в НАМИ автоматической коробкой передач. Изначально планировалось использовать на машине специально разработанный оппозитный двигатель, но позже пришлось использовать мотор от "Победы". При весе в почти две тонны машина имела всего лишь 63-сильный мотор, что сказывалось на динамике. Автомобиль имел независимую подвеску всех четырех колес, которые, кстати не имели дисков – они был монолитом связаны с тормозными барабанами.
За время разработки машину несколько раз серьезно перерабатывали, как внутри, так и внешне. Тем не менее глава НАМИ лично запретил развивать проект, что привело к его закрытию.
Еще одной коллаборацией Porsche и "ВАЗа" стала заказанная советской стороной модернизация модели 2103. В тот момент компания имела собственный вариант обновленной модели, который получил индекс 2106 и стал еще известнее первоначальной модели, но решение в его пользу еще не было принято.
В 1976 году компания Porsche представила свое видение "ВАЗ-2103" — машина лишилась большей части хромированных деталей экстерьера и получила новое оформление передней части с пластиковой решеткой. Из этого же материала были сделаны бамперы машины, которые получили окраску в цвет кузова. Тем не менее, на "ВАЗе" этот вариант не встретил одобрения и ввиду дешевизны существующего проекта 2106 разработки немцев не пошли в серию.
Купе-кабриолет "Москвич-408 Турист" было создано в 1964 году. Машина создавалась на основе серийного 408-ого, но имела двигатель, оснащенный экспериментальной системой впрыска топлива под электронным управлением. Машина по сути имела конструкцию "хардтоп" — жесткая съемная крыша, отсутствие центральных стоек. "Турист" оснащался дополнительной Х-образной поперечиной на днище, которая обеспечивала нужный уровень жесткости кузову без крыши.
Заводу не хватило ресурсов, которые по большей части уходили на выпуск обычного "Москвича-408" и проект был свернут.
Проект ВАЗ-Э1101 представлял собой прототип малолитражного автомобиля с приводом на передние колеса, поперечным расположением двигателя и первой в Союзе подвеской типа "Макферсон". В ранних предпроектных версиях машина напоминала британский Mini Cooper. Сами сотрудники предприятия прозвали проект "Чебурашка".
Мотор машин был разработан советскими специалистами и имел объем 0,9 л. – отдача достигала 50 л.с. Для Э1101 также была создана новая четырехступенчатая коробка передач.
По мере развития проект неоднократно модифицировался и дорабатывался – третья версия Э1101 была направлена на украинский ЗАЗ и стала прообразом "Таврии", но в оригинальном исполнении машина до конвейера не добралась.