В дальневосточных регионах ищут способы снижения цен на бензин

Литр бензина АИ-95 в среднем по стране за последнюю неделю подорожал на 15 копеек и стоит теперь 31,24 рубля.

Причина ясна - увеличение акцизов на моторное топливо, которое прошло 1 июля. К концу года российские автолюбители будут покупать "девяносто пятый" за 33 рубля, рассчитали эксперты. Об этом пишет "Российская газета".

Кого подобные цифры не пугают, так это дальневосточников. Им 33 рубля показались бы благом: например, на Чукотке стоимость литра этой марки топлива уже перевалила за 46. Что делают местные власти, чтобы снизить "бензиновую" напряженность в регионе.

С проблемой обеспечения ГСМ Сахалинская область сталкивается практически каждый год. Особенно сильно ситуация обостряется зимой, когда из-за сложной ледовой обстановки начинаются перебои в поставках топлива. Основные поставки этого ресурса (до 90 процентов) сегодня проходят через компанию "РН-Востокнефтепродукт". В 2012 году очередной топливный кризис, казалось бы, переполнил чашу терпения местных властей.

- Сделаны выводы о том, что дочерняя структура "Роснефти" - "РН-Востокнефтепродукт" сработала не очень оперативно в решении топливных проблем Сахалинской области. Мы договорились о том, что регулировать поставки топлива на Сахалин будет другая компания, которая станет базироваться непосредственно на острове. Планируется ее подчинение напрямую "Роснефти", а не хабаровскому филиалу компании, - год назад заявил губернатор островного региона Александр Хорошавин.

Были достигнуты предварительные договоренности с хабаровским предприятием "Альянс", которое дало обещание также завозить нефтепродукты на сахалинский рынок.

Однако пока ни новой компании, ни диверсификации поставок топлива в области не наблюдается.

Таким образом, в новый зимний сезон область входит практически на тех же условиях, что и год назад. Львиная доля ГСМ на рынке контролируется одним игроком. Возможности сколько-нибудь обезопасить зимнюю навигацию власти не придумали. Следовательно, несколько месяцев спустя со столь же высокой долей вероятности регион рискует наступить на все те же "октановые грабли".

В том, что стоимость автомобильного топлива в Приморье не изменится до августа, несмотря на рост акцизов, представители главных игроков регионального рынка еще в июне заверили членов Совета по развитию конкуренции на рынке нефтепродуктов края при УФАС России по Приморскому краю.

Консультативно-совещательный орган создан по инициативе приморских антимонопольщиков. Они надеются, что его работа будет способствовать установлению прозрачности на краевом рынке нефтепродуктов. В совет входят представители федеральных органов власти, администрации края, СМИ, оптовые и розничные продавцы топлива в крае, от общественных организаций - представители Федерации автовладельцев России и Приморской правозащитной региональной общественной организации (ТИГР). Заседание совета будет проводиться один раз в квартал или чаще, по мере необходимости.

Что касается возможного повышения цен с 1 августа, официальных заявлений об этом также не было.

- Обычно о грядущем повышении цен нас уведомляют, но пока мы ничего не получали, - заверил корреспондента "РГ" заместитель руководителя УФАС по Приморскому краю Виктор Трякин.

Но цены на бензин зависят в регионах и от структуры рынка. Согласно данным Приморского УФАС, на территории края действуют более 300 АЗС, розничной продажей топлива занимаются порядка 115 хозяйствующих субъектов.

В Приморье две вертикально-интегрированных компании - "Приморнефтепродукт" ("дочка" "Альянса") и "РН-Востокнефтепродукт" ("дочка" "Роснефти"). Они не считаются монополистами, но на рынке доминируют, им принадлежит около половины АЗС в крае. Поставки топлива идут, в основном с Хабаровского и Комсомольского-на-Амуре НПЗ.

Как говорят более мелкие поставщики автотоплива, у крупных компаний для своих АЗС более выгодные отпускные цены, остальным приходится закупать бензин на бирже, там условия другие. А предложенный ФАС России в 2011 году законопроект "Об обороте нефти и нефтепродуктов", предлагающий разделить вертикально интегрированные компании на три самостоятельные структуры - добычу нефти, производство нефтепродуктов и их оптовый сбыт через биржу, до сих пор не принят.

В Хабаровском крае цены на розничном рынке топлива стабильно высоки, и в отличие от оптовых растут. Если на январь 2013 года в Хабаровске средняя стоимость наиболее популярного АИ-95 составляла 32,6-33,4 рубля, то на конец июля - 33,3-34,4 рубля.

Чем дальше от центра, тем цена выше. В поселке Ягодном цена на АИ- 95 выросла уже до 36,7 рубля за литр. Однако рекорд бьет дизельное топливо: в северных Ягодном и Де-Кастри цена подскочила до 39,2 и 38,5 рубля соответственно.

- Мы не можем заставить государство регулировать цены на внутреннем рынке, - говорит председатель краевого комитета по развитию ТЭК Анатолий Шатаев, - хотя Хабаровский край наряду с другими дальневосточными регионами не раз обращался с таким предложением к правительству РФ.

Поэтому реальной альтернативой становится переход на газ. Этот ресурс эффективнее любого нефтяного продукта, утверждает Анатолий Шатаев. Во-первых, дешевле. Во-вторых, калорийнее, в-третьих, экологичнее. Согласно планам властей, в будущем году в Хабаровске появятся первые 50 газовых автобусов, а до 2020 года вдоль крупных автотрасс Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре и Комсомольск-на-Амуре - Бикин начнут работать автомобильные газонаполнительные станции.

Читайте полную версию на сайте