На мотоцикле: без номеров и без царя в голове

Хулигантство мотоциклистов без номеров возмущают даже нарушителей на четырех колесах.
Попытки привести в чувство "двухколесных" ничего кардинального не принесли. Но возможно ли их приструнить в принципе? Предлагаем читателям АвтоАмика ознакомиться со статьей Макса Юрча, опубликованной "За рулем":

Лидер мотоклуба "Ночные волки" Хирург (Александр Залдостанов) дал понять, что вряд ли: мотоцикл компактнее автомобиля, с лучшей динамикой разгона, "и было бы глупо не использовать эти преимущества". Московские власти не сдаются — готовятся установить "специализированные" камеры фиксации скорости именно мотоциклов.Устройства особенные, рассказал зам. руководителя Центра организации дорожного движения Москвы Дмитрий Калужский сайту м24.ru. 

Они будут расположены под особым углом и смогут считывать задние номера. То есть оштрафованных станет больше, и этот урок отобьет охоту нарушать.Координатор программы Motocitizen Павел Сосков предполагает иную реакцию: владельцы начнут массово снимать мотоциклы с учета в ГИБДД, ездить без номеров, и электронные средства контроля попросту не смогут идентифицировать нарушителей и выписывать штрафы. Тогда инспекторы ДПС, считает Сосков, кинутся отлавливать нарушителей, начнутся гонки по городу, что к хорошему не приведет.

В ГИБДД РФ сказали, что проблема скоростной безбашенности "двухколесных" стоит давно (как минимум последние 30 лет, с премьеры фильма "Покровские ворота", герой которого воскликнул о мотоциклисте: "Догнать Савранского — это утопия!"). Сотрудники региональных управлений дорожной службы бывают в мотоклубах, ведут разъяснительную работу. Теперь, с установкой регистраторов скорости, результаты борьбы с "пуляльщиками" должны улучшиться.Предположим. 

А те, кто движется между рядами машин, пусть так и ездят? Или опыт (не только наш, но и мировой) привел к выводу, что с этим бороться бессмысленно? Ведь вправду, в сознании любого, кто "нюхнул пороха" за рогатым рулем, сколько не запрещай, все равно "глупо не использовать" габарито-динамические преимущества мотоцикла. Тогда следующий шаг — внести соответствующий пункт в ПДД с разделением ответственности водителей и мотоциклов, и автомобилей.

А заодно узаконить в правилах возможность ездить по широким выделенным полосам для общественного транспорта — чтобы поменьше опасно лавировали и просачивались между рядами. Соответствующий эксперимент, проведенный в Москве, показал целесообразность такого движения, можно ожидать, что право выезжать мотоциклистам на выделенки закрепят.  Но это должен быть закон не только московский, ведь выделенки очертили не только в столице.

 
Но опять-таки, если мотоцикл без номера, всевидящее око регистратора не засечет нарушителя. На тему "без госномера" рассказали нам в ГИБДД, также ведется воспитательная работа. И не без результата: рецидив совестливости случился. В конце мая 15 парней из Улан-Удэ в едином порыве "вышли из подполья" — явились в МРЭО  ставить на учет свои мотоциклы.

И все-таки это отдельный прецедент. Общий же по стране итог воспитательной деятельности полицейских подбить невозможно: статданных о росте или сокращении нелегально ездящих мотоциклов нет (потому что и быть не может). По нашим же наблюдениям, нелегалы множатся пропорционально росту общероссийского парка мототехники. То есть, в абсолютных величинах их становится больше на дорогах. И это несмотря на то, что карательная среда стала жестче. 

В нескольких региональных управлениях ГИБДД созданы подразделения инспекторов на мотоциклах, отлавливающих нарушителей. Со 100 до 500 рублей, по КоАП, возросла  сумма штрафа за знак, установленный не по стандарту (иные крепят его "на боку" или перевернутым). Отлавливать же мотоциклы без номеров аппаратура не может — это дело автоинспекторов во плоти. 

Однако, говорит Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России, автоинспекторы давно их "не замечают". Да многие из нас свидетели этих приступов "слепоты". И еще полиция, в отличие от всех нас, понятия не имеет, где и как находить и наказывать мотопофигистов. Впредь будет так же? Вопрос задали сотруднику Главного управления ОБДД РФ. 

Ответ: на отлов мотоциклов без номеров социальный заказ не поступал. Или же с мотоциклистами нужно совсем иначе. Как сказал бы незабвенный Савва Игнатьич из "Покровских ворот", "одно дело шпицштихель, и совсем другое больштихель". В зависимости от материала. Здесь материал необычный. 

В сообществе "двухколесных" высока концентрация людей по природе отчаянных, с высокой самооценкой, сильно развитым эго (потому и выбрали "транспорт эгоистов").  Для них немного значит общественное мнение, заформализованные рамки поведения. Высшая ценность — мотоцикл и все, что с ним связано, а неизбежная сторона жизни (работа, общество, порой и семья) должна "обслуживать" возможность наслаждаться этой ценностью. 

Увещевания "обязаны соблюдать" на душу ложатся плохо, хоть под прицелом тысячи камер. Скорее вызывают обратную реакцию.Доказательство тому — снимок с натуры, которым мы открыли материал: понятно же, что это даже не эпатаж, а издевка, вызов общественному мнению и порядку, именуемому ПДД. 

Один из старейших организаторов отечественного мотодвижения Николай Игнатьев, почетный член мотоклуба "H-D", по поводу безномерных сказал так:

— Все, кто ездит на мотоциклах, по определению приличные парни. Но некоторые незрелые. Надо, чтобы кто-то из своих пояснил: вы творите то, что не вызывает уважения. Не хочешь вешать номер — гоняй по лесам и заброшенным карьерам. Там можно. Пользуешься дорогами и их инфраструктурой, которые денег стоят, — соблюдай дорожный порядок и плати налог.

В самом деле, реакция на слова своих совсем не та, что на "проведенную работу" воспитателей в мундирах, даже за рюмкой чая. Вряд ли, уважаемые мотоветераны откажут, если им предложат "поправить мозги" непросвещенным... Такой способ "продувки мозгов" не панацея, но на эффект можно надеяться. И искать другие инструменты для тонкой работы с сознанием "двухколесных".
Читайте полную версию на сайте