Рост акцизов на Евро-4 и Евро-5 не приведет к значительному росту цен на бензин
Как сообщил в интервью "Российской газете" министр энергетики Александр Новак, правительство поддержало компромиссный вариант минэнерго о повышении акцизов на топливо класса Евро-4 и Евро-5. Министерство финансов предлагало совершенно другие темпы роста акцизов. На Евро-5 еще примерно на две тысячи рублей с тонны по сравнению с теми, которые были утверждены. А на Евро-4 еще на 1300 рублей.
"Мы, конечно же,
считаем, что менять правила неверно. Акцизы были утверждены давно, на
долгосрочную перспективу, для того чтобы создать стимул для перехода к
производству более экологичных видов моторных топлив. По-хорошему правильнее
было бы вообще ничего сейчас не менять в рамках акцизов. С такой идеологией мы
и выходили на согласительное совещание. Тем не менее мы понимаем, почему минфин
вышел с такими предложениями по изменению акцизной политики. Это связано с
позитивными результатами политики по дифференциации акцизов и снижением объемов
дорожного фонда", - пояснил министр.
В качестве ответа на вопрос "Насколько хороши эти
результаты?", Александр Новак привел следующий пример: акцизы на тонну топлива
класса Евро-3 на 5 тысяч рублей выше, чем на Евро-5. Соответственно, выгоднее
производить Евро-5, потому что фактически ценообразующим на рынке является
Евро-3, считает он.
По мнению министра, предприятия, видя такую долгосрочную
перспективу, более быстрыми темпами реконструировали свои нефтеперерабатывающие
заводы, ввели соответствующие новые установки, где-то применили дополнительные
присадки, которые позволили перейти с четвертого на пятый класс или с третьего
на четвертый. То есть, технологически это дополнительные затраты, но они
позволяют в пределах разницы в акцизах окупать свои проекты. Были вложены
инвестиции, которые позволили более быстрыми темпами перейти к выпуску
высокоэкологичных классов.
"Я назову вам еще
шесть цифр, как изменились планы компаний по выпуску моторного топлива в связи
с введением новых акцизов. Планировалось, что всего мы в 2013 году выпустим
около 35 миллионов тонн. По Евро-5 ожидалось 5,6 миллиона тонн, а по факту
будет где-то 16,5. По Евро-4 планировали 20 миллионов тонн, будет около 10
миллионов тонн. Евро-3 планировали где-то 10 миллионов тонн, будет выпущено
около 8 миллионов тонн.
То есть, общий объем
не изменился, но внутри произошло смещение на Евро-5 именно потому, что создали
специальные мотивирующие условия. Это хорошо, потому что население будет дышать
совершенно другим воздухом, в экологическом топливе гораздо меньше выбросов
различных вредных веществ. Для этого и делали дифференциацию акцизов", - заметил Александр Новак.
По его словам, новые акцизы не должны повлиять на цены. "Ценообразующим является топливо класса
Евро-3. На него акцизы не меняются. Кстати, мы ожидаем несколько меньший рост
цен в этом году, чем я прогнозировал в феврале - марте, когда мы проводили
совещание по подготовке к весенне-полевым работам", - заметил политик.
Он также подчеркнул: "Если
помните, я говорил о росте 13 - 14 процентов. Он складывался из двух
составляющих: это 7 процентов инфляции и примерно 6 - 7 процентов акцизы,
повышение которых было ранее запланировано с 1 июля при формировании бюджета.
Так вот, с 1 июля, скорее всего, влияние акцизов мы почувствуем, но
инфляционный рост цен сейчас несколько ниже. Поэтому, возможно, мы получим рост
чуть-чуть меньше, возможно 12 - 13 процентов, потому что за первые четыре
месяца цены на бензин растут чуть ниже, чем инфляция. Но конец года может быть
совсем другим, поэтому я здесь не могу прогнозировать".