Страховщики придумали, как избежать судебных разбирательств по ОСАГО
Российский союз автостраховщиков (РСА) намерен взяться за разработку единых правил техэкспертизы, унифицировав подходы к оценке последствий ДТП. Это позволит избежать до 95% судебных разбирательств по автострахованию, утверждает глава союза Павел Бунин. В письме к депутатам Госдумы члены правления РСА предлагают наделить союз полномочиями по утверждению техэкспертизы, сообщает rbcdaily.ru.
Отсутствие единой методики при оценке суммы ущерба после ДТП вызывает большое количество разногласий между страхователями и страховщиками, которые приходится решать в судебном порядке. Выборочный анализ выплат по судам в крупнейших компаниях за четвертый квартал 2012 года в сравнении с четвертым кварталом 2011 года показал рост в диапазоне 50—70%. Более релевантные данные члены союза намерены получить после анализа судебной статистики за первое полугодие 2013 года.
Чтобы уменьшить число судебных споров, уже в этом году Российский союз автостраховщиков намерен получить полномочия по написанию стандартов единой техэкспертизы для автомобилей, попавших в аварию. Такое предложение содержится в письме, которое члены правления РСА утвердили и направили в Госдуму (копия есть в распоряжении РБК daily). "Одна эта мера способна снять все разговоры о том, много платят страховщики или мало", — рассказал РБК daily автор письма, зампредседателя комитета методологии РСА Михаил Порватов.
По словам президента РСА Павла Бунина, при наличии единой методики сразу будет решено 70—80% возникающих споров по урегулированию убытков, а в дальнейшем этот показатель составит 90—95%. Если инициатива будет утверждена вместе с еще одним предложением РСА (союз хочет обязать клиентов обращаться сначала к страховой компании и только потом в суд), страховщики обезопасят себя от непрогнозируемых судебных издержек.
Как рассказал РБК daily председатель комитета методологии РСА Евгений Уфимцев, сейчас компании работают с разными зарубежными методиками оценки последствий ДТП. Разница в подсчетах финансового возмещения при похожем убытке может превышать 30%, и при возникновении споров все варианты страховщики приносят в суд. "В такой ситуации суд выбирает максимальную сумму, чтобы не обидеть страхователя", — отметил г-н Уфимцев. Экспертиза, существующая при судах, обычно ориентируется на советскую методику оценок.
Проблемы не было бы, если бы Министерство транспорта вовремя разработало единый документ. С появлением закона об ОСАГО в 2003 году было принято постановление правительства, которое обязало Минтранс организовать техэкспертизу. Участвовать в разработке стандартов также должны чиновники из Минюста и МВД. По словам представителя Министерства транспорта, сейчас существует несколько редакций документа: из-за большого круга уполномоченных лиц "получить согласованный документ непросто". В ближайшее время в ведомстве намерены принять еще один вариант, который будет направлен на согласование.
Союз автостраховщиков не может принимать правила, действие которых распространяется не только на членов РСА, но и на третьих лиц, и просит внести поправку в законодательство об ОСАГО. РСА предлагает внести в него пункт, в соответствии с которым полномочия по написанию техрегламента для отрасли будут переданы из Минтранса в РСА. Если изменения будут одобрены, союз готов по конкурсу за свой счет нанять стороннюю организацию, которая и напишет правила.