Отечественный авторынок спасают "приписками"
Автопром, на протяжении многих лет являвшийся локомотивом отечественной экономики, окончательно утратил потенциал роста.
Сегодня автодилеры впервые заявляют, что официальная статистика об увеличении продаж в прошлом году на 11% не соответствует действительности. Двузначные показатели роста авторынка были получены благодаря припискам. В реальности же российский авторынок в лучшем случае показал нулевой рост, ну а по итогам 2013 года, скорее всего, уйдет в минус – уверяют продавцы автомобилей. Об этом пишет "Независимая газета".
По заявлению издания, автодилеры едва ли не первыми чувствуют ухудшение общей ситуации в экономике России, за которым может последовать рецессия. Признаки падения продаж новых машин появились еще в июне прошлого года, и ситуация не меняется к лучшему по сей день. Компании еще полгода назад начали сокращать сотрудников. Некоторые "срезали" штатную численность. Эти факты, косвенно подтверждающие, что Россия сползает в рецессию, были озвучены вчера на Первой конвенции российских автомобильных дилеров.
В принципе в этих признаниях нет ничего сверхудивительного. Ситуация на российском авторынке с некоторым временным лагом повторит ситуацию на мировом рынке. А с продажами машин неблагополучно в большинстве стран. По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), в марте граждане ЕС купили 1,3 млн. новых автомобилей. Сокращение по сравнению с мартом 2012 года (1,5 млн. машин) составило 10,2%. Результаты первого квартала лишь немногим лучше – европейцы купили 2,98 млн. машин. Это на 9,8% хуже, чем за аналогичный период 2012 года. При этом эксперты агентства Fitch считают, что кризис авторынка в Европе завершится не раньше 2020 года.
Российский рынок, долгое время демонстрировавший рост, похоже, исчерпал этот потенциал. Впереди в лучшем случае стагнация. А в худшем – падение. Статистика показала отрицательные показатели в марте 2013 года – продажи сократились на 4%, до 244 тыс. машин. Впрочем, формально квартальные показатели не ухудшились, сохранившись на прошлогоднем уровне. Партнер PricewaterhouseCoopers Стенли Рут заявил "НГ", что по итогам текущего года российский авторынок прибавит около 5%. Ну а сейчас есть как замедление продаж, так и признаки стагнации. Но это, по мнению Рута, не столь критично. Рынок бурно рос все последние годы, восстанавливаясь после кризиса. И восстановился настолько, что уже не в состоянии ставить рекорды. То, что происходит, Рут назвал нормальным явлением для развитого рынка.
Прогноз по продажам автомобилей президента ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РАД) Андрея Петренко не столь оптимистичен. Он считает, что реализовать удастся около 2,8 млн. новых легковых машин, то есть лишь приблизится к прошлогоднему уровню в 2,95 млн. машин. Зато по суммам продаж показатели могут быть лучше, учитывая, что автопроизводители подняли цены. В большей степени могут снизиться продажи отечественных машин. Петренко не исключает, что уменьшится и ввоз в страну иномарок, как новых, так и подержанных.
Представители "АвтоВАЗа" готовы побороться за российский рынок. По словам директора по продажам Григория Ратца, компания сегодня располагает сетью из более чем 400 дилерских центров, но стоит задача через полтора года этот показатель поднять до 500. По некоторым регионам продажи волжских машин составляют от 30 до 70%. Москву и Петербург Ратц отнес к городам, к которым они хотели бы присмотреться. В целом волжан нельзя обвинить в отсутствии амбиций. В повестке дня к 2020 году вывести "АвтоВАЗ" в первую десятку среди автопроизводителей по качеству обслуживания.
Гендиректор "Ауди центр Таганка" Владимир Моженков не пощадил самолюбия коллег. По его мнению, высокая доходность автомобильного бизнеса – это иллюзия. И подкрепил это утверждение расчетами: в планах компании продать во втором квартале текущего года 1050 автомобилей. "Если удастся продать, то заработаем минус 4 миллиона рублей", – сказал эксперт. И это оптимистический сценарий. А есть пессимистический, согласно которому дебет с кредитом не сойдется аж на 12 млн. руб. "Март ожиданий не оправдал, апрель ожиданий не оправдывает", – утверждает Моженков.
По его мнению, прошлый год для авторынка был успешным только на бумаге. Выжили компании за счет первых пяти месяцев, когда спрос на новые машины сохранялся на достаточно высоком уровне. Но с июня наметился спад. Положительные показатели следующих месяцев – это приписки, которые дилеры делали под диктатом автопроизводителей, чтобы не потерять бонусы по итогам года. "Мы перестали приписывать в четвертом квартале", – признался Моженков. Он убежден, что именно приписки обеспечили по итогам года рост на уровне примерно в 10,6%.
Основная проблема всех дилеров – это кризис складов. "Европа кидает излишки на растущие рынки, к которым относилась и Россия. Но мы лидеры роста за счет наших приписок. Склады не продали машины еще двухлетней давности. Такое состояние складов может нас убить. И некоторых уже убивает", – сделал обескураживающий вывод Моженков. Он убежден, в ближайшей перспективе объем российского авторынка будет ограничен уровнем продаж в 2,5–3 млн. автомобилей. Заявки о продажах на уровне более 3 млн. машин ничем не обоснованы, уверен дилер.
Причина стагнации авторынка – неблагоприятная ситуация в экономике. Цены на нефть и золото пошли вниз. Показатели промпроизводства также не радуют. На рынке труда тоже наметились перемены – безработица угрожает так называемому офисному планктону, который составлял немалую долю покупателей автомобилей. Моженков признался, что в своей компании они начали сокращать персонал с октября прошлого года. Штаты уменьшили почти на 12%, и, как считает он, поступили правильно. Другие компании, причем не только связанные с автобизнесом, рано или поздно тоже будут вынуждены увольнять сотрудников. Это неизбежно отразится на рынке – продажи новых автомобилей, прежде всего в массовом сегменте, могут резко снизиться.