ГИБДД не может повлиять на владельцев авто с "особыми" номерами

Примерно 40-50% всех владельцев автомобилей с "особыми" номерами в России, по оценкам сотрудников ГИБДД, демонстрируют свое превосходство на дорогах и не боятся возможных санкций.

Примерно 40-50% всех владельцев автомобилей с "особыми" номерами в России, по оценкам сотрудников ГИБДД, демонстрируют свое превосходство на дорогах и не боятся возможных санкций, при этом стражи порядка зачастую просто не решаются останавливать данные автомобили, говорится в экспертном докладе, подготовленном под эгидой открытого правительства, пишут РИА Новости.

Экспертный совет при правительстве РФ совместно с Высшей школой экономики (ВШЭ) и ВЦИОМ провел социологическое исследование "Сословия на дорогах: влияние социального неравенства среди участников дорожного движения на соблюдение правил (ПДД)". В рамках исследования был проведен опрос граждан, в том числе участников дорожного движения и сотрудников ГИБДД, в Москве и ряде других крупных городов РФ.

"По оценкам сотрудников ГИБДД, около 40-50% владельцев транспортных средств, обладающих "привилегированными" номерами, демонстрируют свое превосходство на дорогах. Обладание "красивыми" или "особыми серийными" номерами, по мнению сотрудников ГИБДД, дает их обладателям ощущение большей свободы, а также определенное чувство безнаказанности", — говорится в докладе.

При этом, как указывают авторы исследования, в данном случае речь идет не только о владельцах служебных машин, но и о тех, кто пользуется данными привилегиями незаконно — купивших себе номера "особых" серий или номера с повторяющимися цифрами. По оценке респондентов-представителей Госавтоинспекции, вряд ли можно сказать, что владельцы автомобилей с "особыми" номерами чаще других становятся участниками ДТП: как правило, это дорогостоящие транспортные средства, к которым, с одной стороны, достаточно бережно относятся их владельцы, с другой — настороженно относятся другие участники дорожного движения. "Однако поведение таких водителей часто дестабилизирует обстановку на дорогах, служит фактором возникновения происшествий с участием других автомобилей, оказавшихся в непосредственной близости", — говорится в исследовании.

При этом сотрудники ДПС, как правило, не могут повлиять на "привилегированных" нарушителей, отмечается в экспертном анализе. "Сотрудники ГИБДД в ходе интервью признали, что наличие у транспортного средства серийного номера, указывающего на его ведомственную принадлежность, свидетельствует о бессмысленности попыток привлечь водителя за нарушение правил дорожного движения… Более того, остановка автомобиля с такими номерами может быть сопряжена для инспектора с серьезными проблемами (вплоть до увольнения)", — говорится в докладе.

Как признают авторы исследования, даже в ситуациях, когда в машине отсутствует чиновник, за которым закреплена машина, инспектор ГИБДД, как правило, не может применить к водителю санкции за нарушение скорости или пересечение сплошной полосы. "В таких случаях любое нарушение всегда аргументируется наличием острой служебной необходимости (например, спешкой в связи с экстренным совещанием в правительстве) и сопровождается незамедлительным звонком руководству", — поясняется в докладе.

Говоря о доле автомобилистов, претендующих на получение на тех или иных основаниях преференций на дорогах, респонденты из ГИБДД в Москве оценивают их число, как правило, в пределах от 20% до 40% от общего потока машин. "В регионах ситуация более благоприятна — там количество водителей, к которым затруднительно применить какие-либо санкции, оценивается в пределах от 2% до 10%", — говорится в документе.

Авторы исследования отмечают, что к снижению мотивации сотрудников ГИБДД и росту количества нарушений на дорогах приводят отсутствие социальной защищенности инспекторов, риск быть уволенным за совершение действий, полностью соответствующих установленным нормативным требованиям, негативный опыт коллег.

"Понимание, что любой вопрос, связанный с нарушением ПДД водителями автомобилей с "привилегированными" номерами/обладающими высокими социальными статусами/связями в высших кругах, будет решен на уровне руководства в пользу нарушителя, приводит к формированию особых "неприкосновенных каст", которые не только пользуются на дорогах большими правами, чем все остальные участники дорожного движения, но и не несут ответственности за совершаемые действия", — признают авторы исследования.

Социологическое исследование, а также аналитический доклад экспертного совета и ВШЭ "Безопасность дорожного движения в России: современное состояние и неотложные меры по улучшению ситуации" подготовлен к заседанию правительства РФ 4 апреля. На заседании планируется рассмотреть вопрос об утверждении ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах".




Читайте полную версию на сайте