Назрела необходимость комплексной организации движения на дорогах: эксперты
Об этом говорили гости телепрограммы "Петербургский дневник" полковник, заместитель начальника управления ГИБДД по Петербургу и Ленобласти Алексей Сумин, экс-депутат Законодательного собрания, консультант-эксперт общественной организации "Общественная палата Санкт-Петербурга" Игорь Риммер и автомобильный эксперт Виталий Новиков.
Темой обсуждения стало повышение с 1 января 2013 г. штрафов за нарушения правил дорожного движения (ПДД). В первую очередь изменения коснулись выезда на встречную полосу движения. Теперь штраф за выезд на встречную полосу без создания аварийной ситуации составит 5 тыс. рублей (раньше за это лишали прав на 4-6 месяцев). Также если раньше водитель мог отделаться штрафом в 300 рублей за то, что не вписан в полис ОСАГО, то сейчас за такое нарушение можно остаться без номеров. Это далеко не весь список нарушений, за которые с Нового года граждане платят немалые деньги.
Программа началась с обнародования некоторых статистических данных. Как рассказал Алексей Сумин, есть основания полагать, что ситуация на дорогах улучшилась. Но позитивные сдвиги происходят крайне медленно. По данным статистики, в 2012 г. в Петербурге и Ленобласти в ДТП погибли 1082 человека, что на 31 человека меньше, чем в 2011 г. В целом за 2013 г. в России уже произошло 22 тыс. ДТП, а в Петербурге зафиксировано 7 тыс. дорожных инцидентов. В среднем раз в 5 месяцев каждый петербуржец нарушает ПДД.
Игорь Риммер отметил своевременность повышения штрафов. "В стране было общественное давление. Сыграла свою роль не только работа ГИБДД, но и активность гражданского общества. После этого и государство спохватилось", – заявил общественник.
Виталий Новиков придерживался пессимистического взгляда на проблему. Он считает, что статистика ДТП только ухудшается. "Первая волна снижения аварийности была после ужесточения штрафов, которое произошло в 2007-2008 гг. Тогда в стране была ужасная статистика – к примеру, в 2007-м в авариях погибли 40 тыс. человек. В итоге мы в 2010 г. дошли до отметки в 25 тыс., но теперь опять ползем к 30 тыс. Ужесточение ответственности было шоковым. Водители просто привыкли к высоким штрафам", – объяснил Виталий Новиков.
Гость студии пошутил, что можно даже вводить абонемент на нарушения, настолько безболезненно воспринимают штрафы участники дорожного движения. Эксперт напомнил про систему баллов, которая существовала в советское время, когда при накоплении определенной суммы можно было лишиться прав.
Игорь Риммер в ответ привел в пример северного соседа – Финляндию, где штрафы взимаются в зависимости от размера денежного дохода нарушителя.
Алексей Сумин считает, что решить проблему безответственного поведения на дорогах просто, причем этим должен заниматься каждый. "Надо просто соблюдать закон", – считает правоохранитель. По его словам, если правильно, с детского сада и школы, воспитывать молодых граждан страны, объяснять им необходимые для жизни в городе истины и правила, то ситуация на дорогах обязательно улучшится. "Родители должны помнить об этом и своим примером показывать. А ведь бывает, что нерадивые мамаши с колясками переходят дорогу с телефоном в ухе, ничего вокруг себя не видя и не слыша. А ведь ребенок – это чистый лист. Чему его научишь, так вести себя и будет", – пристыдил Алексей Сумин.
Соблюдение правил движения пешеходами на дороге – это отдельная забота ГИБДД. В этой связи очень полезными оказались эксперименты во Фрунзенском и Красносельском районах, где организовали так называемые инновационные переходы. Они оборудованы яркими лампочками, поэтому хорошо заметны для всех участников движения. Питают такие объекты солнечные батареи, помогающие городу экономить электроэнергию. Польза от этих нововведений налицо. По данным Алексея Сумина, число наездов на таких переходах сократилось почти на 90%. Однако стоимость этих дорожных объектов пока не позволяет установить их везде, где это необходимо.