Страна закипающих чайников: в России усложнят жизнь водителям-новичкам
В России началась очередная кампания в поддержку новой системы подготовки водителей.
На сей раз представители автошкол совместно с ГИБДД решили заручиться поддержкой не только Госдумы, но и администрации президента. Пока чиновники молчат, сторонники реформы, ссылаясь на рост числа ДТП, произошедших по вине неопытных автомобилистов, требуют повысить качество обучения будущих водителей, а также ввести для новичков ограничения на дорогах, пишет lenta.ru.
По данным ГИБДД, в 2012 году на российских дорогах произошло свыше 203 тысяч аварий, из которых более 117 тысяч — по вине водителей. Автомобилисты со стажем до трех лет, как пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на МВД, спровоцировали около 28 тысяч ДТП, что на 11 процентов выше показателей 2011 года (при этом в сентябре 2012 года "Коммерсантъ" писал, что в 2011 году по вине новичков в России произошло 59 тысяч ДТП, а в 2008 году — 74 тысячи). Если верить данным за 2012 год, то на новичков пришлось 13,7 процента от всех ДТП и 15,7 процента от аварий, произошедших по вине водителей.
При этом очевидно, что нетрезвый водитель представляет на дороге большую опасность, нежели новичок. Это подтверждает и количество резонансных ДТП, виновниками которых признали нетрезвых водителей. Кампания по ужесточению ответственности для пьяных водителей идет полным ходом: в ближайшее время Госдума, как ожидается, примет поправки в законодательство, вводящие для нетрезвых автомобилистов штраф от 30 до 200 тысяч рублей, а также тюремный срок до 15 лет. Но как сократить аварийность среди неопытных водителей, российские власти пока не решили.
Реформу системы подготовки водителей в России продвигают давно — законопроект, предусматривающий поправки в закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), а также модернизацию программы обучения в автошколах, внесли на рассмотрение Госдумы еще в 2010 году. Документ прошел первое чтение, однако до сих пор находится на доработке. Зато осенью 2012 года вопрос о новичках на дорогах в очередной раз поднял Общественный совет при МВД. Тогда члены совета, в частности, предложили возродить действовавший в СССР регламент, согласно которому, начинающим водителям запрещалось ездить по ночам, перевозить больше одного пассажира и разгоняться быстрее 70 километров в час.
В 2013 году с похожей инициативой, как пишет "Коммерсантъ", выступила и Общественная палата. По мнению члена ОП Михаила Блинкина, в России необходимо выдавать водительские права нескольких уровней. Первый позволит ездить по улицам со скоростью не выше 40-50 километров в час, а второй — выезжать на скоростные шоссе. Эту идею уже одобрил начальник управления надзорной деятельности ГИБДД Александр Борисов. По его мнению, новичкам также можно запретить выезжать на машине в определенные дни недели и в темное время суток.
Страховщики, в свою очередь, вводят "заградительные" тарифы для новичков,настаивая на том, чтобы автошколы уделяли особое внимание обучению вождению именно в ночное время. По словам заместителя руководителя департамента автострахования "Росгосстраха" Павла Бородина, подобные требования действуют, к примеру, в США. Автошколы же предлагают ввести для водителей после первого года вождения второй этап обучения с последующим экзаменом. Таким образом, автомобилистов фактически хотят официально разделить на "новичков" и "профессионалов".
Одновременно в МВД заговорили о необходимости усложнить экзамены в автошколах и тем самым повысить уровень подготовки новичков. В ведомстве предлагали разбавить теоретическую часть вопросами с несколькими правильными вариантами ответов и ввести штрафы за ошибки. В практическую же часть на площадке планировалось ввести четыре обязательных задания вместо трех. Новый экзаменационный стандарт должен был вступить в силу с 1 февраля 2013 года, однако, по информации Autonews.ru, этого по непонятным причинам так и не случилось.
Помимо усложнения экзаменационных заданий в ГИБДД также предлагали ограничить количество пересдач водительского экзамена пятью попытками. По мнению дорожных инспекторов, выпускников автошкол по истечении количества попыток надо заново отправлять учиться. Как пояснял замначальника отдела организации экзаменационной работы ГУ ОБДД Дмитрий Желтенков, отсутствие платы за пересдачу приводит к тому, что выпускники автошкол приходят на экзамен "потренироваться". Позицию Желтенкова разделяет и его коллега Александр Борисов, на которого ссылается "Коммерсантъ". "Нелогично, когда гражданин, заплатив один раз пошлину, сдает экзамен сто раз", — заявил начальник управления надзорной деятельности ГИБДД. Госдума, в свою очередь, ранее предлагала отказаться от практики самостоятельной подготовки к водительским экзаменам и обязать всех претендентов на права сначала отучиться в автошколе.
Статистика ДТП, безусловно, весомый аргумент в споре о компетенции водителей. Тем более, что российские власти стремятся сократить количество дорожных аварий, а к 2020 году на четверть снизить смертность на дорогах. Но если кампания против нетрезвых водителей выглядит оправданно (хотя споры о некоторых законодательных инициативах, в частности о допустимом содержании алкоголя в крови, никак не утихнут), то большинство предложений по борьбе с аварийностью среди новичков звучит в лучшем случае абсурдно.
За 2010-2012 годы в России, по данным ГИБДД, водительские права получили 6,67 миллиона человек. Из них значительная часть живет в больших городах и купила машину для поездок на работу, по магазинам и, скажем, на дачу. В случае, если вышеупомянутые предложения будут включены в российское законодательство, то пораженные в правах новички попросту никуда не доедут, если на их пути окажется, скажем, шоссе или городская кольцевая дорога. Да и введение второго экзамена после года вождения, скорее всего, обернется лишь ростом коррупции. Ведь подготовка водителей — хлеб не только для автошкол, но и для нечистых на руку экзаменаторов из ГИБДД.
С другой стороны, вполне разумным кажется предложение повысить качество подготовки в автошколах и усложнить экзамен на права. Однако и здесь есть много неясных аспектов. В частности, введение внутренней аттестации в автошколах с большой вероятностью увеличит стоимость обучения, хотя вряд ли позволит значительно повысить его качество — о радикальном увеличении количества учебных часов речь не идет.