Планка для Lada
«АвтоВАЗ» обещает, что повышение цен на Lada в 2013 г. не превысит инфляцию - этому могут помешать новые правила уплаты утилизационного сбора.
Будем стараться так, чтобы цены на автомобили росли гораздо ниже инфляции", — заявил в пятницу президент "АвтоВАЗа" Игорь Комаров во время онлайн-интервью "АиФ". В 2013 г. инфляция в стране, по оценке компании, составит 6%. Председатель Банка России Сергей Игнатьев в февральском интервью "Ведомостям" говорил о прогнозируемых 5-6%. В 2013 г. "АвтоВАЗ" уже поднимал рекомендуемые розничные цены (с 28 января) — в среднем на 3%. Планируются ли новые повышения в этом году, представитель завода не сказал.
В 2010 г., как и в 2011 г., "АвтоВАЗ" увеличивал рекомендуемые цены один раз (в среднем на 2 и 4% соответственно), в 2012 г. — трижды (в среднем рост составил 6% при инфляции в 6,6%). Новое повышение если и будет, то не раньше второй половины года, считает руководитель направления Lada группы "Автомир" ("Автопланета") Дмитрий Пелих. С ним согласен аналитик "ВТБ капитала" Владимир Беспалов. Продажи автомобилей в стране замедляются, указывает он. По данным АЕБ, в 2012 г. российский рынок легковых машин и LCV вырос на 11% до 2,9 млн шт. (годом ранее — на 39%), а продажи "АвтоВАЗа" упали на 7% до 537 625 шт. В 2013 г. рынок, скорее всего, сохранится на уровне 2012 г., прогнозируют АЕБ и "Автостат".
Между тем в 2013 г. у "АвтоВАЗа" может появиться дополнительный стимул поднять цены, говорят эксперты. В четверг министр экономического развития Андрей Белоусов объявил, что в России будет отменен механизм гарантий по утилизации автомобилей, а автозаводы, которые их предоставляли (всего около 340 компаний, включая "АвтоВАЗ"), станут платить утилизационный сбор наравне с импортерами. Он взимается с 1 сентября 2012 г., базовая ставка для легковых машин — 20 000 руб. По словам Белоусова, из-за планируемого изменения правил уплаты сбора власти разрабатывают компенсационный механизм для предприятий, работающих в режиме промсборки (такие соглашения с правительством заключили все крупнейшие российские и зарубежные автокомпании, включая "АвтоВАЗ"). Если же компенсаций не будет, потери автозаводов будут исчисляться миллиардами рублей.
При уплате сбора применяются коэффициенты. Для моторов, которыми комплектуются Lada (1,4-1,6 л у легковых моделей и 1,7 л у кроссоверов Lada 4 × 4), введен коэффициент 1,34. Получается, за каждый автомобиль, предназначенный для продажи в России, завод должен будет заплатить 26 800 руб. При годовых продажах на уровне 2012 г. расходы "АвтоВАЗа" могут увеличиться на 14 млрд руб. — это более чем вдвое превышает его чистую прибыль по МСФО в 2011 г. (6,7 млрд руб.).
Учел ли президент "АвтоВАЗа" в прогнозе роста цен на автомобили Lada прозвучавшее накануне заявление Белоусова, представитель завода не говорит. Рекомендуемые розничные цены Lada составляют 269 000-482 100 руб. (по данным сайта "АвтоВАЗа"). Соответственно, если компания включит в цены утилизационный сбор (как поступили некоторые импортеры осенью 2012 г.), то автомобили Lada могут подорожать на 5,5-10%. Но этого не произойдет, считает Беспалов: государство не заинтересовано в ухудшении ситуации в автопроме, поэтому будет компенсировать допрасходы автопроизводителям. Существенное удорожание машин невыгодно и самому "АвтоВАЗу" — сектор бюджетных автомобилей, где он работает, наиболее чувствителен к изменению цен, добавляет Беспалов.