Автопром лишился защиты от снижения пошлин при вступлении в ВТО
С нынешнего года автопроизводители будут платить утилизационные сборы; автоконцерны грозят сократить инвестиции в Россию.
Российские власти обяжут всех автопроизводителей платить утилизационный сбор, как это сейчас делают импортеры. Сбор нивелировал снижение пошлин на автомобили после вступления России в ВТО, напоминает аналитик "ВТБ капитала" Владимир Беспалов. В прошлом году они уже снизились на все легковые машины с 30 до 25%, а к 2019 г. опустятся до 15% для новых и до 20% для автомобилей возрастом 3-7 лет.
Как пишут "Ведомости", разные правила игры для местных производителей и импортеров вызвали критику со стороны Евросоюза. В декабре 2012 г. на саммите России и ЕС президент Владимир Путин пообещал выравнять условия. Переход на тотальную уплату утилизационного сбора произойдет не раньше чем через шесть месяцев, поскольку нужно будет внести изменения в существующее законодательство, успокаивает замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов.
Ежемесячные поступления от сбора — 3,5-4 млрд руб. На импорт приходится около трети продаваемых в России автомобилей, соответственно, поступления от уплаты сбора могут увеличиться примерно втрое, подсчитал Беспалов. Применение деньгам чиновники уже нашли. Средства пойдут на создание и поддержку системы утилизации автомобилей — механизм появится в ближайшее время, говорит Рахманов. Расходы на уплату сбора, которые понесут автопроизводители, работающие в режиме промсборки (они освобождены от уплаты сейчас), будут компенсированы; механизм разрабатывается, уверяет Белоусов. В режиме промсборки работают все крупнейшие российские и иностранные автопроизводители и большинство их СП.
Автопроизводителей эти объяснения не устроили. Если новые правила приведут к существенному повышению расходов на производство, Renault может сократить инвестиции в Россию — в рамках проектов на площадках группы "АвтоВАЗ", ЗиЛа и завода "Автофрамос", сказал представитель компании. Его коллега из Volkswagen Group Rus констатирует, что взимание сбора и за произведенные в России автомобили "ощутимо отразится" на рентабельности производства. Система утилизации должна базироваться на рыночных принципах, а не находиться в ведении государства, добавляет он. При отсутствии компенсаций за взимание сбора рентабельность продаж отечественных автопроизводителей может сократиться на 2-3%, оценивает аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк.