Депутаты рассмотрят законопроект об обязательной зимней резине в марте
Как стало известно "АвтоАмику", сам проект федерального закона "О внесении
изменений в статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях и статьи 3 и 16 Федерального закона "О безопасности
дорожного движения" был внесен в нижнюю палату Федерального собрания 10
января членом Совета Федерации Вадимом
Тюльпановым.
Как говорится в официальном отзыве Государственной Думы,
необходимости в получении заключения правительства России на законопроект нет.
Сама законодательная инициатива соответствует части третьей статьи 104 Конституции
и статье 105 Регламента Госдумы.
Проект федерального закона включен в примерную программу
законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2013 года
(март). До 12 марта от профильных ведомств и иных "заинтересованных" лиц
принимаются отзывы, предложения и замечания.
Законопроект предлагает дополнить статью 12.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях частью: "З.
Управление транспортным средством, не укомплектованным зимними шинами,
удовлетворяющими требованиям технического регламента о безопасности колесных
транспортных средств, в зимний период - влечет наложение административного
штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей".
При
этом также вносится примечание следующего содержания: "Для целей настоящей
статьи под зимним периодом эксплуатации зимних шин понимается период
времени с 1 декабря по 1 марта. Для отдельных регионов Российской
Федерации Правительством Российской Федерации может быть установлен иной
период обязательной эксплуатации зимних шин".
В пояснительной записке к законопроекту подчеркивается, что
ситуация на дорогах России в зимний период времени является очень сложной,
особенно она усугубляется при эксплуатации транспортных средств, не
укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям технического
регламента о безопасности колесных транспортных средств. Вследствие этого, в
условиях, сопряженных с гололедом и снежными заносами, нередко возникают
аварийные ситуации, движение на дорогах практически останавливается, образуются
огромные пробки.
Отметим, в настоящее время российским законодательством не
установлены специальные требования к "зимним шинам". Общие требования
к шинам и колесам сформулированы в постановлении Правительства Российской
Федерации от 10 сентября 2009 года "Об утверждении технического регламента
о безопасности колесных транспортных средств", в постановлении
Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 "О
правилах дорожного движения".
При
этом конкретные требования к зимним шинам установлены в Решении Комиссии
Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877 "О принятии технического
регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных
средств". В этой связи законопроектом предлагается внести изменения в
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного
движения", установив, что эксплуатируемые транспортные средства должны
соответствовать требованиям технических регламентов.
"С целью побудить
водителей соблюдать установленное Решением Комиссии Таможенного союза
Евразийского экономического сообщества от 9 декабря 2011 года № 877 "О
принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности
колесных транспортных средств" требование о запрете эксплуатации
транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими
требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных
средств, предлагается внести соответствующие изменения в статью 12.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях", - поясняет
разработчик законопроекта.
По его мнению, проект нового закона носит "актуальный
характер, направлен на охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их
прав и законных интересов, а также на защиту интересов общества и государства
путем предупреждения и снижения аварийности на дорогах и минимизации их
последствий".
Отметим, в Государственную думу внесен еще один
законопроект, который вводит штрафные санкции за неиспользование зимней резины.
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, которое вступило автором второй
подобной законодательной инициативы, несколько иначе подошло к трактованию
проблемы, распространив новое обязательство лишь на легковые и грузовые
автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т.
Законопроект носит название "О внесении изменений в
Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях". Предполагается,
что новые требования будут звучать так: "В период с 1 декабря по 28 февраля на
территории субъектов Российской Федерации, в которых в связи с особыми
погодными условиями в зимний период эксплуатация транспортных средств без
использования зимних шин не является безопасной, владельцы легковых
автомобилей, а также грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой не
более 3,5 т обязаны использовать зимние шины. Перечень субъектов Российской
Федерации, на территории которых эксплуатация транспортных средств без
использования зимних шин в период с 1 декабря по 28 февраля запрещается,
утверждается Правительством Российской Федерации.
В период с 1 ноября по 31 марта на территории субъектов
Российской Федерации, перечень которых утверждается постановлением
Правительства Российской Федерации, владельцы транспортных средств вправе
использовать зимние шины с шипами противоскольжения.
Использование зимних шин без шипов противоскольжения владельцами
транспортных средств допускается в течение всего года".
Сами законодатели объясняют свою законодательную инициативу
защитой прав и законных интересов граждан, интересов общества и государства
путем повышения безопасности дорожного движения, сокращения количества ДТП,
которые происходят в результате ненадлежащего использования автовладельцами
зимних шин. Также, по мнению авторов законопроекта, он направлен на сохранение
качества дорожного покрытия.
Проект разработан в целях установления требований к порядку
использования автовладельцами зимних шин на территории субъектов России, где
погодные условия в зимний период (снег, гололед, снеговая каша) исключают
безопасную эксплуатацию транспортных средств, не оборудованных зимними шинами.
Как отмечают специалисты, управление автомобилем с установленными на нем
летними шинами в зимний период сравнимо с эксплуатацией автомобиля с
неисправными тормозной или рулевой системами. Коэффициент сцепления с дорогой у
летних шин зимой существенно снижается, в результате чего ухудшается
управляемость автомобилем и увеличивается тормозной путь. Таким образом,
управление в зимний период автомобилем, не укомплектованном зимними шинами,
значительно повышает вероятность наступления ДТП.
Если предложение депутатов Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга будет принято, то с 1 декабря по 28 февраля владельцы легковых
автомобилей, а также грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой не
более 3,5 тонн обязаны использовать зимние шины любого вида. Кроме того,
проектом предусматривается, что использование на территории субъектов России,
перечень которых подлежит утверждению постановлением Правительства Российской
Федерации, зимние шины с шипами противоскольжения владельцами транспортных
средств любой категории допускается в период с 01.11 по 31.03.
Согласно проекту закона, использование зимних шин без шипов
противоскольжения владельцами транспортных средств допускается в течение всего
года. Проектом предлагается установить административную ответственность за
управление транспортным средством с нарушением требований использования зимних
шин. В качестве наказания предлагается установить административный штраф в
размере от 1 тыс. до 5 тыс. рублей.
Как уже ранее сообщал АвтоАмик,
в начале декабря на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева был
поднят вопрос о необходимости законодательного регламентирования смены резины в
соответствующий сезон. Заместитель премьера Дмитрий Рогозин заявил о
том, что в России сложилась "безобразная ситуация с использованием летней
резины, в том числе на большегрузном транспорте". Но Дмитрий
Медведев напомнил о том, что это уже ответственность самих автовладельцев.
В свою очередь Рогозин ответил: "Есть мнение, что, наверное, был бы смысл законодательно ввести такого
рода обязанности. Конечно, это зависит от региона: у нас есть и теплые регионы.
Но дальнобойные машины, которые пересекают территорию страны, скажем, в период
с 1 ноября по 1 апреля, должны быть оборудованы зимней резиной, а некоторые
тяжелые машины, когда они преодолевают препятствия – подъемы, спуски, в том
числе должны иметь и цепи".
"С учетом специфики, я
думаю, это можно было бы рассмотреть. Вы, Дмитрий Олегович, довольно долго
работали в Европе и отлично знаете, что в подобных ситуациях у них просто все
умирает: ничего не происходит, цепи не спасают", - заявил в ответ
премьер-министр России Дмитрий Медведев.