В машинах запретят курить, хамить и трогать телефоны

Не успела закончиться законодательная гонка сужесточением ответственности за пьяную езду, как депутаты принялись за культуру вождения в целом.

Первая ласточка зарождающегося тренда – законопроект об "агрессивном вождении", подготовленный депутатами фракции ЛДПР. Хотя Госдума и отклонила проект, он собрал множество положительных отзывов. Да и сама причина отказа исключительно формальна - прежде чем вносить изменения в КоАП, необходимо ввести понятие "агрессивного вождения" в ПДД, пишет autonews.ru.

Инициативы, прививающие водителям хорошие манеры, дополняют прошлогодние законодательные инициативы. Так, например, первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков в своем комплексном законопроекте предлагает запретить курение в машине, если в ней присутствует ребенок или беременная женщина. Кроме того, планируется увеличить штрафы за не пристегнутые ремни и запретить водителям прикасаться к мобильникам – не только звонить, но и смотреть фотографии, например.

Словом, новый тренд налицо. Autonews.ru обратился к экспертам с вопросами – в чем причина низкой культуры вождения и как сделать так, чтобы на российских дорогах воцарилась вежливость?

По мнению координатора "Синих Ведерок" Петра Шкуматова, причина всех бед - плохая организация дорожного движения, которая и подталкивает автомобилистов к хамству и нарушениям: "Многие лихачи отмечают, что дороги в странах Евросоюза организованы таким образом, что, даже если ты захочешь нарушить, - не получится. Самый очевидный пример – обочины. "Обочинщики" вызывают тонны ненависти, но что их провоцирует? Глупое сужение дороги впереди и наличие физической возможности объехать пробку справа. В Германии вы можете выехать на обочину – пожалуйста, но никаких преимуществ вам это не даст. Там нет таких сужений. Так что, ничего, кроме штрафа от камеры вы не добьетесь". 

"Другой пример: правые съезды. У нас их делают короткими, видимо, из-за экономии. В результате образуется хвост, который все стремятся объехать слева и вклиниться, что приводит к полному закупориванию. А в Германии съезды длинные, у человека нет необходимости притормаживать. И с левыми поворотами то же самое: там не стоит, моргая, левый ряд, заставляя других перестраиваться. Поворот налево осуществляется через правый карман, где поворачивающие никому не мешают. Таким образом, несложные инженерные решения обеспечивают эффективную профилактику нарушений", - отметил эксперт.

Редактор всероссийского журнала "Вестник автошкол", соавтор и составитель экзаменационных билетов Геннадий Громоковский считает, что в общем бескультурье повинен сложившийся порочный круг: начинающие водители берут негативный пример с других участников движения, так как существующая система обучения не оставляет им выбора. "В низкой культуре вождения виновата, прежде всего, скверная система подготовки. К сожалению, у нас отношение к школе вождения как к средней школе – закончил, и ладно. Посмотрите, как это реализовано на Западе: там ученика автошкола сопровождает первые 1-2 года, пока он набирается опыта", - отмечает эксперт.

"Например, в Германии, если человек совершает грубое нарушение ПДД или два средней тяжести – его приглашают на беседу, рассматривают его ситуацию, объясняют другие пути решения проблемы. У нас считается, что если человек закончил автошколу, то он сразу становится водителем наравне со всеми. Вчера он ездил с инструктором 40 кмч, а завтра один выезжает на скоростную магистраль – где от него требуется принятие молниеносных самостоятельных решений, в том числе и поведенческих. Происходит передача негативного опыта от других участников движения – в результате формируется невежливый водитель", - посетовал редактор "Вестника автошкол". 

Председатель "Движения автомобилистов России" Виктор Похмелкин заявил, что хаос на российские дороги приносит "каста неприкасаемых" - владельцы "корочек" и "мигалок". По его мнению, необходимы изменения "сверху": "Основа любой культуры – равенство людей перед законом. Социальное неравенство приводит к хаосу: "можно барину, можно и мне", "меня унизили, унижу и я". До тех пор, пока на наших дорогах существует целый класс безнаказанных, никакой культуры вождения мы не увидим. Начать надо с этого. Пускай наша номенклатура, наше чиновничество, наши правоохранители подадут пример. Но нет: мы каждый день получаем сводки о том, что вот такой-то прокурор кого-то сбил – и ушел от ответственности, и так далее. В правовом хаосе, который создают неприкасаемые, культуре не зародиться".

"Что касается юридических формулировок, то законодательно культуру привить нельзя, это абсурд. Можно до бесконечности перечислять то, что должно войти в список "агрессивного вождения". Можно запрещать курить в машине, есть эскимо и так далее – список запретов тоже бесконечен и так же нелеп", - подчеркнул он.

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин убежден, что всему виной пресловутый национальный менталитет и дело, похоже, безнадежно: "Дело в том, что мы народ некультурный. И наше общество не приветствует вежливость, не создает для нее условий. Вот когда русский человек приезжает за границу, ему неуютно выделяться, и он ведет себя как все, вежливо. По возвращении на родину он вновь стремится слиться с толпой – и вежливость утрачивает. Нас мало что объединяет, мы разноликая общность, у нас в голове каша, нас здесь намешано – татары, таджики – непонятно, по чьим традициям и как жить. Да русскому человеку никогда и не пробовали прививать культуру". 

"Автомобиль еще больше развращает людей. Вот представьте себе: вы стоите в очереди за колбасой. Вам не придет на ум пролезать вперед, потому что вы знаете, что получите сумкой по голове от какой-нибудь пенсионерки (она ведь тоже бескультурная). Однако машина дает вам ощущение защищенности – можно влезть перед всеми. Ответственность ведь возникает тогда, когда общество может наказать – а тут попробуй еще догони. Словом, нельзя быть культурным по понедельникам, а по средам нет. Вы или воспитаны или нет. А машина наглядно демонстрирует это. Поэтому ситуация на наших дорогах показывает истинное состояние нашего общества".

"Почему Госдума занимается всеми этими казуистическими изобретениями, вроде штрафов за "агрессивное вождение" и прочее? К сожалению, это проявление примитивного мышления, свойственное только нашей Думе. Наши депутаты полагают, что если штрафы увеличить в десять раз, то в десять раз снизится количество нарушений. Ну, давайте тогда увеличим их в сто раз. Очевидно, нужен комплексный подход. Задача правосудия – выяснить, почему произошло нарушение. Однако, такой подход невыгоден – перестанет пополняться городской бюджет. К сожалению, наши власти придерживаются тут циничной политики", - отметил Травин.

Отметим, что базовый тест на гражданскую зрелость – пользование ремнями безопасности – российские водители провалили. Согласно опросу, проведенному Госавтоинспекцией, всегда пристегиваются только 50% опрошенных. 23% считают, что на заднем сидении можно не пристегиваться, 17% респондентов решают, пользоваться ремнем безопасности или нет, в зависимости от обстоятельств, 10% сообщили, что вообще никогда не считают нужным пристегиваться.

Читайте полную версию на сайте