Депутаты «ускорились» в вопросе ужесточения наказания за «пьяную» езду
Данные поправки направлены на ужесточение наказания за управление автомобилем в состоянии опьянения, что повлекло за собой ДТП. Ответственным за проект федерального закона был назначен проект федерального закона комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству .
В свою очередь, комитет, рассмотрев законопроект,
охарактеризовал его как "соответствующий части третьей статьи 104 Конституции
Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы". До 17 февраля
будут приниматься отзывы, предложения и замечания в проект, а уже в конце февраля
"нашумевший" законопроект планируется принять в первом чтении.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, согласно
официальной статистике ГИБДД МВД России за 2010 год, о вине водителей,
находящихся в состоянии опьянения, произошло 11 тыс. 845 ДТП. В них погибли 1
тыс. 954 человека и 17 тыс. 280 получили ранения, за 2011 год – 12 тыс. 252
дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 2 тыс. 103 и 17 тыс. 900 участников
дорожного движения получили ранения.
По информации Верховного Суда РФ, в 2010 году были осуждены
по части 4 статьи 264 УК РФ 1 тыс. 429 человек. При этом 1 тыс. 49 осужденных
назначены сроки лишения свободы реально (3,1% - наказание до 1 года, 62,7% - от
1 года до 3 лет, 1,2% - от 5 лет до 7 лет).
За это же время осужденных по части 6 статьи 264 УК РФ – 180
человек, 169 лицам назначены сроки лишения свободы реально. Наказание до одного
года не применялось. При этом 13% осужденных назначено наказание на срок от 1
до 3 лет, 47,9% - от 3 до 5 лет, 38,5% - от 5 до 8 лет, 0,6% - от 8 до 9 лет.
В 2011 году осужденных по части 4 статьи 264 УК РФ было 1
тыс. 510 человек. Из них 1 тыс. 95 лицам назначены сроки лишения свободы
реально (4,8% - наказание до 1 года, 63,7% - от 1 года до 3 лет, 30,3% - от 3
лет до 5 лет, 1,1% - от 5 до 7 лет). Осужденных по части 6 статьи 264 УК РФ насчитывается211
человек, 194 лицам назначены сроки лишения свободы реально (2,1% наказание до 1
года, 16,5% - от 1 года до 3 лет, 47,4% - от 3 лет до 5 лет, 33% - от 5 до 8
лет, 1% - от 8-9 лет).
"Таким образом, почти
30% всех пьяных водителей, совершивших ДТП со смертельным исходом, не получают
реального срока наказаний. Отсутствие в частях 4 и 6 статьи 264 УК РФ нижней
границы сроков для назначения наказаний приводит к тому что почти 60% всех
преступников получают незначительные сроки лишения свободы, явно не
соответствующие тяжести наступивших последствий", - считают разработчики.
Законопроектом предлагается увеличить размеры наказаний в
виде лишения свободы, предусмотренные санкциями статей четвертой и шестой
статьи 264 УК РФ, в которых установлена ответственность за нарушение правил
дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенное лицом,
находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека
и смерть двух или более лиц соответственно. Также законопроектом предлагается
исключить из части 6 статьи 264 УК РФ возможность назначения наказания виде
принудительных работ, так как принудительные работы являются менее тяжким видом
наказания, чем лишение свободы.
Помимо усиления санкции по статье 264 УК РФ законопроектом
предлагается новая статья 2641 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая
ответственность за управление автомобилем либо другим механическим транспортным
средством лицом, лишенным права управления транспортным средством, в состоянии
опьянения. "Общественная опасность
указанного деяния усматривается в том, что лицо, лишенное права управления
транспортным средством, изначально совершает умышленное противоправное деяние
против общественной безопасности, находясь в состоянии опьянения", -
считают инициаторы законопроекта.
Предлагается следующая система наказания: штраф в размере 200
тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за
период до одного года, либо обязательные работы на срок до четырехсот
восьмидесяти часов, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест
на срок до шести месяцев по аналогии с другими статьями УК РФ.
Кроме того, законопроектом предусматривается мера,
призванная "обеспечить дополнительные
гарантии прав привлекаемых к административной ответственности". В частности,
устанавливается обязанность использования специальных технических средств,
имеющих функции киносъемки и (или) видеозаписи, при проведении процедур
освидетельствования на состояние опьянения и при подтверждении необходимости
применения таких мер обеспечения как отстранение от управления транспортным
средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и
направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Как уже ранее сообщал "АвтоАмик", на
традиционном совещании с вице-премьерами, которое прошло 14 января,
председатель правительства России Дмитрий
Медведев четко дал понять, что никакого возвращения минимального порога
уровня промилле автолюбителям ожидать не стоит. А вот ужесточение наказание –
вещь вполне реальная, и это должно произойти уже в самом скором времени.
"Мы к этой теме неоднократно возвращались. Я
считаю, что нужно вернуться снова и принять, наконец, меры, которые направлены
на борьбу с алкоголем за рулем, а не пытаться высчитывать промилле, которые
можно или нельзя употреблять перед тем, как сесть за руль", - заявил
премьер-министр.
Дмитрий Медведев напомнил, что широко
обсуждаемые в минувшем году поправки в законодательство об ужесточении
наказания за "пьяное" вождения приобрели форму вполне конкретного
законопроекта. "Это в створе тех предложений, которые были мной
сформулированы и которые мы обсуждали во
время неоднократно проводимых совещаний на эту тему, пора воплощать
их в жизнь. Я, естественно, поговорю на эту тему и с руководством партии
"Единая Россия", фракции в Государственной Думе, я имею в виду - для того чтобы
ускорить продвижение этого законопроекта", - заявил он.
Председатель
комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, один из
инициаторов законопроекта, Ирина Яроваяпрокомментировала поручение Дмитрия Медведева о скорейшем ужесточении наказания
за "пьяное" вождение словами "Пьяное убийство на дорогах должно быть
остановлено". Депутат считает, что внесенная законодательная
инициатива, на которую поступило положительное заключение правительства, должна
быть рассмотрена Госдумой в первоочередном порядке "как законопроект,
направленный на защиту жизни и здоровья граждан".