Эксперты не предвещают ценовые взрывы на бензин
- Что ожидать покупателям бензина в 2013 году?
- В 2013 году прекращается выпуск топлива стандарта "Евро-2". Для Москвы это не принципиально. Близлежащие к столице заводы давно уже полностью перешли навыпуск "Евро-4" и "Евро-5".
Но за счет запрета с внутреннего рынка выпадет примерно 1 млн. тонн нефтепродуктов. Впрочем, эта величина не столь критична. И мы можем тут надеяться на наших соседей белорусов. Они могут поставить на наш рынок достаточное количество топлива.
Надо сказать, что российские заводы повысили производство бензина в 2012 году примерно на 2 млн тонн. В 2011-ом на внутренний рынок было выпущено 32,5 млн. тонн бензина, а в 2012 — 34,6 млн тонн. На 2 млн. тонн больше. Это рост на 6%. При этом, парк автомобилей растет на 2% в год. Запас в этом смысле хороший.
- А что все-таки будет с ценами?
- Я не думаю, что будут какие-то ценовые взрывы. Тому есть несколько препятствий. Первое — цена на нефть, как основная составляющая в цене нефтепродуктов. 19 декабря страны-члены ОПЕК собирались на очередное совещание. Они заявили, что заинтересованы в цене на нефть в 2013 году примерно в $100 за баррель. А около $100 — это по сути дела и есть нынешняя цена. И при ее колебании ОПЕК будут применять обычные методы регулирования: наращивание или сокращение добычи. Картель контролирует 35% мирового рынка нефти, поэтому я думаю, что они смогут сдержать свои слова. В этом смысле я не ожидаю крутых изменений в 2013 году.
Трудно сказать как сложится с возможным глобальным кризисом. Но, по крайней мере, я его не ожидаю. Скорее всего, все обойдется без резких потрясений, как с европейскими проблемами в этом году.
Оптовые цены на бензин непривычно снизились к концу этого года. Но дважды в нынешнем году, в январе и июле, повышаются топливные акцизы. В январе-марте, когда спрос на бензин вялый, на ценах это не отразится. Но уже к апрелю-маю рост акцизов будет отыгран в полной мере.
- Можно сказать, сколько будет стоить литр бензина к концу 2013 года?
- Акцизы в этом году прибавят к стоимости литра в рознице примерно 2 рубля. Если на конец 2012-го литр АИ-92 в Москве стоил 28,50 руб., то на конец 2013 он будет стоить 30,50. То же самое и с АИ-95. Он подорожает примерно до 33,20 рублей. Плюс-минус 50 копеек.
- А с регионами будет сильная разница?
- Если литр АИ-95 в Москве в конце года стоил 31,20 руб., то в среднем по России его покупали по 30,63 руб. То есть разница 50 копеек. Я думаю, она сохранится на том же уровне.
- По Вашему россияне платят справедливую цену за бензин?
- В России около 50% стоимости бензина — это налоги. В Западной Европе эта цифра доходит до 60-70%. А есть крупные нефтедобывающие страны, которые датируют бензиновые цены: Иран, Ирак, Саудовская Аравия. Это просто разница в подходе государства. По соотношению цен на бензин и средних зарплат, цены у нас не самые болезненные. Мы стоим примерно во второй десятке стран по показателю "болезненности". Ведь посмотрите, даже в периоды резко возрастающих цен на бензин, его потребление не снижалось.