Алтайский край надеется, что его услышат Москве.
24 июля в рабочей группе Госсовета РФ будет рассматриваться Концепция Государственной политики РФ в отношении социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока. Этот документ получил неоднозначную оценку в Алтайском крае. Многие подходы и вопросы, по мнению администрации края, нуждаются в серьезной доработке.
Особый импульс общественной дискуссии в направлении долгосрочной стратегии развития Сибири был придан после приезда Владимира Путина в Новосибирск, где ему была передана разработанная в недрах Института экономики и организации промышленного производства, под руководством академика РАН Кулешова Стратегия развития Сибири. Однако этот документ вызвал большие нарекания со стороны, как экономистов теоретиков, так и практиков из соседних Новосибирской области регионов. Основной мотив в критике предложенной Стратегии касался слишком тенденциозной оценки экономического потенциала и перспектив развития регионов и городов СФО. Новосибирск был представлен в данном труде, как самый развитый и перспективный регион, остальным же отводилась роль регионов, призванных обеспечивать и поддерживать собою эту мощь. С таким подходом не могли согласиться соседи, в частности, в Алтайском крае под эгидой Главного управления экономики и инвестиций администрации края был создана группа экспертов, куда вошли ученые, промышленники, предприниматели, представители политической элиты Алтая. В результате анализа был сформулирована позиция, предполагающая совсем иное место и роль, а также другие перспективы развития для Алтайского края.
Однако, в скором времени подход, при котором Сибирь рассматривалась в своем развитии отдельно от территории Зауралья и Дальнего Востока, также был подвергнут критике. Главный аргумент в пользу развития этих территорий как единого целого, заключается в качественном отличии Сибири и Дальнего Востока (СДВ) (российской Азии) от европейского ядра России. Именно в сравнении с европейской частью России социально-экономическое пространство СДВ обладает рядом общих отличительных черт: периферийность и одновременно близость к АТР; малозаселенность; неблагоприятные природно-климатические условия; концентрация минеральных, энергетических, лесных, водных, морских биологических ресурсов России; слабая хозяйственная освоенность большей части территории; специализация в общероссийском территориальном разделении труда, определяющая положение России в системе мирохозяйственных связей и т.п.
Все эти аргументы легли в основу альтернативной "кулешевской" Концепции Государственной политики РФ в отношении социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, которая и будет рассмотрена 24 июля.
Неоднократно с самых высоких трибун звучал тезис, и приезжавший недавно в Новосибирск Герман Греф еще раз подтвердил его, согласно чему Правительство РФ намерено в разработке подобных документов опираться на мнение на местах, поскольку, по словам Германа Грефа: "Лучше людей, находящихся в регионе, о самом регионе не знает никто". Как сообщили в Главном управлении экономики и инвестиций администрации края, это действительно так, - кроме того, людям, живущим в регионе, развитие которого планируют в Москве, далеко не безразлично, какие перспективы ему отведут. Опираясь на такие заявления, администрация Алтайского края рассчитывает на то, что к предложениям, разработанным к Концепции развития СДВ, в столице прислушаются. Пакет таких предложений в крае разработан и будет передан в Госсовет.
Вот как прокомментировал суть этих предложений по всем основным разделам Концепции заместитель начальника Главного управления экономики и инвестиций администрации края, к.э.н. Евгений Роговский:
- Начнем с социальной политики. Мы считаем, что в Концепции этот блок куцый, в связи с чем 2-3 глубоких проекта, касающихся разработки социальных стандартов, социальной структуры и стратификации регионов, формирования многоуровневой системы мониторинга образования и т.д. мы в Москву и СФО уже направляли. Сегодня к этому мы хотели бы добавить вопросы ипотечного кредитования, особенно в связи с предусмотренным развертыванием программ по переселению населения из районов Крайнего Севера. Кроме того, важно понимать, что эти программы должны быть подкреплены созданием производств новых строительных материалов.
В финансовой сфере важнейшим является сокращение региональных диспаритетов. Решение этой задачи согласно Концепции возможно двумя путями. Мы убеждены, что вариант, который предполагает создание дополнительной структуры в виде специального фонда, нецелесообразен, поскольку он менее "прозрачен" с точки зрения расходования средств, поэтому мы настаиваем на втором пути - развертывание специальной федеральной целевой программы.
В ТЭК края, на наш взгляд, наряду с газификацией Барнаула, крайне важно строительство региональных газопроводов Барнаул-Рубцовск, Барнаул-Славгород.
Мы принципиально по-другому, в сравнении с авторами Концепцией СДВ, видим развитие нефтяной промышленности. Так, Концепция предполагает идти экстенсивным путем - наращивать добычу нефти и газа путем разработки новых месторождений. В то же время только в Западной Сибири бездействует более 18,5 тыс. нефтяных скважин, которые, будучи реанимированы, могут дополнительно дать 7,5 млн. тонн нефти. В крае существует Федеральный научно-производственный центр "Алтай", где разработаны и произведены технологии и оборудование для оживления таких скважин. Согласно расчетам, запуск 50% бездействующих скважин стоит 140 млн. долларов США, ожидаемый годовой эффект 350-400 млн. долларов США.
Нам бы также хотелось, чтобы в Концепцию СДВ был включен оставшийся за рамками этого документа и находящийся на Алтае Солтонский угольный разрез. Краю он необходим, поскольку нам значительно выгоднее использовать имеющиеся на собственной территории угольные ресурсы, чем закупать уголь у соседей.
В электроэнергетике юга Западной Сибири одной из главных задач мы считаем перевод ряда ТЭЦ Алтайского края на природный газ и строительство газотурбинных ТЭЦ, таких как Барнаульская ТЭЦ-4, разработка проекта которой ведется в крае на протяжении последних лет, и Рубцовской ТЭЦ.
Совершенно необходимо, и это обсуждалось во время приезда в Барнаул в июле текущего года Полпреда СФО Леонида Драчевского, возобновление строительства на территории Республики Алтай Катунского гидрокомплекса в составе двух ГЭС: Катунской и Чемальской, которое было приостановлено в связи с выступлениями экологов.
Выносимая на обсуждение Концепция СДВ, к нашему сожалению, не содержит решения вопросов комплексного освоения российской части Рудного Алтая. Мы же уверены, что это важно, и внесли предложение о разработке федеральной программы. Для удовлетворения потребностей металлургических предприятий СДВ и России мы считаем необходимым расширение производства кокса на основе продолжения строительства коксовой батареи N5 на Алтайском коксохимическом заводе.
Учитывая экологические, демографические и другие проблемы нашей страны, мы настаиваем на включении в Концепцию раздела, посвященного медицинской промышленности и собственного лечебно-оздоровительного комплекса. Алтайский край располагает уникальными ресурсами в этой области, поэтому их дальнейшее освоение силами всех территорий Сибири совместно с Центром заслуживает особого внимания. В частности, это относится к проблеме расширения и комплексного развития лечебно-оздоровительного комплекса курорта федерального значения Белокуриха и расширения производства медицинских препаратов на основе экологически чистого сырья предгорий Алтая и медицинского оборудования.
Мы также убеждены, что, с точки зрения продовольственной безопасности и развития агропромышленного комплекса СДВ, в крае необходимо развивать производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Во-первых, на нашей территории мало промышленных предприятий, отсюда относительно низкое содержание нитратов и тяжелых металлов в почве, во-вторых, относительно благоприятные природно-климатические условия.
Особо значимую роль Алтайский край играет в производстве и поставках пшеницы сильных и твердых сортов, в связи с чем, развитие базы гарантированного зернового производства Алтая актуально не только для экономики края, но и СДВ. Поэтому считаем целесообразным включить в концепцию отдельной строкой необходимость реализации программы производства зерна. То же самое относится и к программе возделывания и переработки льна. Наряду с этим логично, что одним из приоритетных направлений развития агропромышленного комплекс СДВ в 2002-2010 годах должно стать создание современных специализированных комплексов по производству, переработке и консервированию овощей, плодово-ягодных культур и витаминной продукции на базе собственных сырьевых ресурсов.
Кроме того, важнейшим в этой сфере мы считаем усиление государственного регулирования АПК, формирование адекватной рыночной структуры и создание межрегиональных продовольственных рынков.
С нашей точки зрения, реализация вышеперечисленных мероприятий призвана существенно усилить роль недооцененного Алтайского края в развитии СДВ. Указанные мероприятия коренным образом изменят ситуацию, сложившуюся в регионе на рынке труда (обеспечат занятость населения путем создания новых рабочих мест и привлечения в материальную сферу производства высококвалифицированных специалистов).
Развитие Алтайского края по указанным направлениям призвано способствовать межрегиональной интеграции и развитию международного сотрудничества и, прежде всего, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона". Об этом сообщили в Главном управлении экономики и инвестиций администрации края.