Данные о работе Краевого центра медицины катастроф.
Как сообщил его директор Николай Шестопалов, Краевой центр медицины катастроф призван во время возникновения природных и техногенных чрезвычайных ситуаций как можно быстрее оказывать помощь населению края. Центр ставит перед собой несколько задач: во-первых, это управление медицинскими силами и средствами при ликвидации различных ситуаций: техногенных, природных, социальных, биосоциальных, взрывы, эпидемии, социальные конфликты. Во-вторых, прогнозирование возможных катастроф на основе расчета многолетних данных по региону; в-третьих, планирование медицинских предприятий, которые необходимо произвести на этапе подготовки и во время ликвидации последствий катастроф; в-четвертых, оказание медицинской помощи пострадавшим людям; в-пятых, проведение государственной экспертизы того, что произошло. У центра медицины катастроф есть договоренность с психоневрологическим диспансером на оказание психологической помощи попавшим в ЧС, в штате центра также есть врач-психиатр и психолог.
В Краевом центре медицины катастроф работает 180 специалистов, из них 107 врачей, 40 медицинских работников среднего звена. Есть штатные и нештатные (врачи районных больниц) сотрудники центра. В центре медицины катастроф есть отделения экстренной плановой помощи для лечения больных в районах, специализированные бригады постоянной готовности, аналитический отдел, оперативно-диспетчерская служба (прием вызовов, отслеживание ЧС в крае), административно-хозяйственная часть. Есть собственный авто- и авиатранспорт. Госпитальную базу центра представляют закрепленные за ним койки в краевой, детской краевой больницах, кардиоцентре, онкоцентре, больнице скорой помощи, в крупных больницах городов и районов края. Центр медицины катастроф работает непосредственно с диспетчерскими службами всех медицинских структур.
Деятельность Центра проистекает в нескольких режимах: во-первых, повседневный: ответ на экстренные специальные вызовы из районов края: консультации, операции больных, мониторинг их состояния. Во-вторых, подготовка специалистов по оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях. В-третьих, создание резерва для ликвидации ЧС (медикаменты, вакцины и проч.), - он рассчитан на определенное количество вызовов для своевременного оказания помощи, и сейчас в него вложено 150 млн. рублей. В-четвертых, подготовка органов управления к ликвидации последствий ЧС, работа с больницами, находящимися в зоне ЧС, а также с другими службами: скорая помощь, поисково-спасательная служба, МВД, ФСБ и проч. Помощь оказывается по 34 специальностям.
Алтайский край занимает обширную территорию на юго-западе Сибири. Краевой центр медицины катастроф входит в Западно-Сибирский региональный округ службы медицины катастроф, на федеральном уровне она представлена службой "Защита". Центр медицины катастроф является государственным учреждением здравоохранения, не подчиняется МЧС, но по функциональным обязанностям это медицинская служба в структуре МЧС.
Наличие на территории большого числа предприятий химической, машиностроительной промышленности, элеваторов, газопровода, сети автомобильных и железных дорог, а также сложные климатические условия создают реальную угрозу техногенных чрезвычайных ситуаций.
При создании функциональной модели службы медицины катастроф в крае учитывался предыдущий опыт по ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций, организация работы отделения экстренной и консультативной медицинской помощи населению, сложившаяся сеть лечебных учреждений, рекомендации Всероссийского центра медицины катастроф, а также опыт организации подобных служб в Омской, Кемеровской, Новосибирской областях, Республике Алтай.
Сегодня разработаны стандарты обследования и алгоритмы взаимодействия врачей районов и специалистов Службы медицины катастроф.
В 2000 г. в Центр поступило более 5000 обращений за экстренной консультативной медицинской помощью из них: 2984 случаев - заочные консультации врачей центра, 284 случая - ЭВМ - диагностика заболеваний, 2171 случай - медицинская транспортировка пострадавших в краевые ЛПУ или межрайонные центры, 361 случай - помощь оказывалась непосредственно выездом врачей центра в районы края. За первое полугодие 2001 года в Центр обратилось 2671 человек, было дано 1378 консультаций, сделано 205 выездов в край. Снизилось количество вылетов в районы, так как стоимость лечения одного больного с применением санитарной авиации стоит 35 тысяч рублей, в то время как выезд к нему на машине - 7 тысяч рублей.
За прошлый год всего было 40 ЧС, из них 30 - автокатастроф, то есть таких автомобильных аварий, в которых погиб хотя бы один человек, а пострадало более 5. Также случались взрывы домов, эпидемические вспышки паротита, сальмонеллеза. Было две проблемы природного характера: суровая зима и весеннее наводнение. Специалисты центра зимой 2000-2001 г.г. проводили эвакуацию беременных женщин, больных, пожилых людей из деревень, когда дороги были занесены снегом. Эвакуация проводилась авто- и авиатранспортом центра, так что все и вовремя получили помощь. К наводнению готовились следующим образом: был создан запас медикаментов, произведена эвакуация пожилых, хронически больных людей. Совместно с Госсанэпиднадзором произвели дератизацию (уничтожение мышей и крыс) в домах в зонах затопления.
Пострадавших в ЧС в прошлом году было 73, в этом году уже 714, из них детей, соответственно, - 12 и 581. Госпитализировано: в прошлом году - 52 человека, в этом - 167; погибло, соответственно, - 17 и 37. За неделю по краю проводится до 100 консультаций, совершается 12-15 выездов к больным, 27-30 человек вывозятся в краевые больницы.
Прогноз возможных катастроф в крае на ближайшее будущее связан с оценкой изношенности оборудования на промышленных предприятиях, которую проводит ГО и ЧС. Центр медицины катастроф в связи с этим рассчитывает возможность людских жертв.
В августе ожидается вторая волна активности энцефалитных клещей. В 2001 году от клещевого энцефалита уже погибло 2 человека.
В целом количество ЧС в стране увеличивается, что связано с улучшением их оценки и регистрации. Происходит увеличение транспортных аварий.
Служба медицины катастроф позволяет приблизить экстренную специализированную помощь сельскому населению, сократить сроки ее оказания, повысить оперативность в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.