В результате действий преступной группы, организованной бывшими работниками Алтайской таможни, государственной казне был причинен ущерб на сумму более 20 миллиардов неденоминированных рублей.
Еще совсем недавно престижные иномарки, ввозимые в Россию через Алтайский край, можно было приобрести по значительно более низким ценам, нежели в других регионах России. Воспользоваться этой возможностью и сэкономить пару-тройку тысяч условных единиц успели, по крайней мере, 230 счастливых обладателей "лэнд-круизеров", джипов и "мерседесов" из Кемеровской и Новосибирской областей, Москвы, Санкт-Петербурга и многих других городов необъятной России. Временные таможенные послабления, действовавшие на Алтае с января 1996 по апрель 1997 года, позволяли покупателям дорогих автомобилей купить иномарку по цене, мало отличающейся от той, за которую авто было приобретено в Германии, Японии или Арабских Эмиратах. Однако, как оказалось, за призрачное счастье таким автовладельцам пришлось, затем, расплачиваться полной таможенной мерой.
Все дело в том, что льготные условия, созданные для ввоза иномарок в Россию через Алтайский край, возникли не по причине организации в крае свободной экономической зоны, а в результате деятельности преступной группы, состоявшей из нескольких бывших сотрудников Алтайской таможни и инспекторов ГАИ. Обличенные нужными для их преступной деятельности полномочиями, контрабандным способом, в обход таможенного контроля, используя поддельные документы, они незаконно ставили на учет в органах ГАИ фактически не прошедшие таможенное оформление автомобили иностранного производства. В результате действий этих лиц, в соответствии с представленными следствием суду доказательствами, государственной казне был причинен ущерб на сумму более 20 миллиардов неденоминированных рублей.
Как сообщил начальник отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры Алтайского края Александр Боровков, двое теперь уже бывших инспекторов Алтайской таможни - Николай Архипенко и Сергей Демин в декабре 1995 года создали устойчивую организованную группу в целях ввоза из-за границы и постановки на учет, в обход таможенного оформления, импортных автомобилей. Николай обеспечивал организацию изготовления подложных грузовых таможенных деклараций, справок-счетов, паспортов транспортных средств на перемещенные через таможенную границу РФ автомобили, для их последующей постановки на учет в органах ГАИ. Он, также, непосредственно организовывал постановку на учет и снятие с учета автомобилей в органах ГАИ на подставных лиц.
Для изготовления подложных документов Николай использовал приобретенные им у не установленных следствием лиц чистые бланки "справка-счет", выданные органами ГАИ Приморского края, Иркутской, Томской областей, Республики Чечня. В бланках этих документов путем подчистки, с последующей допиской, изменялись первоначальные обозначения номера регионов и номера самих справок-счетов. Николай проставлял в документах оттиски поддельных печатей различных торговых организаций, а также подделывал подписи их руководителей.
Кроме того, Архипенко организовывал изготовление заведомо подложных грузовых таможенных деклараций. На декларациях проставлялись оттиски поддельных печатей и штампов торговых предприятий, а также штамп "выпуск разрешен" Владивостокской, Восточной и Балтийской таможен. Декларации снабжались поддельными личными номерными печатями инспекторов указанных таможен.
Изготовленные таким способом подложные грузовые таможенные декларации со всеми необходимыми реквизитами свидетельствовали о том, что автомобили якобы прошли таможенное оформление с оплатой таможенных пошлин и сборов.
Вышеуказанные подложные документы Архипенко передавал Демину, который вносил в представленные декларации заведомо ложные сведения о том, что таможенное оформление автомобилей завершено и производства дальнейшего таможенного оформления не требуется. После чего вносились соответствующие записи в "журнал подтверждения декларирования автомобильного транспорта".
Подложные документы являлись основанием для постановки автомобилей на учет в ГАИ - организации, в коей также были "свои" люди, быстро оформлявшие необходимые документы и выписывавшие государственные номера на автомобили. Как сообщил помощник прокурора края Валерий Зиястинов, при этом "купленные" инспектора ГАИ даже не занимали себя необходимостью проверки соответствия номеров в представлявшихся им документах на автомобили с цифрами на их узлах и агрегатах. Да и какая была в том необходимость, если автомобили даже не подгонялись к РЭО ГАИ.
За оформление каждого комплекта документов завербованные "гаишники" получали установленную для каждого индивидуально определенную таксу. В среднем около 100 тысяч неденоминированных рублей.
Пресечь деятельность преступной группы, в которой, к моменту завершения уголовного дела, насчитывалось уже 17 человек, помог случай. В январе 1997 года сотрудниками краевого управления БЭП проводилась одна из проверок, выявившая, что с территории Казахстана в Россию были перегнаны 8 дорогих иномарок. Причем, еще до пересечения границы, новенькие джипы были снабжены государственными номерами алтайского региона, цифры на которых следовали одна за другой. В дальнейшем было выявлено несколько лиц среди сотрудников таможни и госавтоинспекции, заподозренных в нечистоплотном обращении с транспортными документами.
Заинтересовавшись этими разрозненными фактами, прокуратура Алтайского края приняла к своему производству ряд возбужденных уголовных дел, выстроившихся затем в одну общую цепочку и объединенных в одно уголовное дело, по обвинению нескольких должностных лиц в контрабанде, уклонении от уплаты таможенных платежей, мошенничестве, злоупотреблении должностными полномочиями. Только обвинительное заключение по этому делу заняло 26 томов. Само же уголовное дело по количеству томов (более 100) может тягаться в объеме с когда-то популярным изданием мировой литературной классики.
В суде уже началось оглашение приговора. Хотя, по мнению начальника отдела государственных обвинителей Ольги Терезниковой, процесс его чтения затянется, по крайней мере, на месяц.