Подведены итоги работы межрегионального научно-практического семинара "Проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации".
По итогам семинара, проходившего в Барнауле 18-19 октября, были приняты рекомендации. Участники семинара - члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты региональных законодательных органов, представители органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных объединений и науки десяти регионов России в результате обсуждения проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации пришли к выводам и консолидированным предложениям.
Разграничение предметов ведения и полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации является важнейшим инструментом развития российского федерализма и местного самоуправления.
В правовой системе сохраняется неясность при определении объема полномочий, относящихся к совместному ведению, в какой мере эти полномочия должны регулироваться федеральными законами, в какой -законами субъектов Российской Федерации. Полномочия, перечисленные в статье 72 Конституции Российской Федерации частично совпадают с полномочиями отнесенными к исключительному ведению Российской Федерации и к ведению субъектов Российской Федерации. В силу этого органы государственной власти субъектов Российской Федерации зачастую необоснованно вторгаются в компетенцию государственных органов Федерации. В свою очередь, федеральные органы государственной власти нередко превышают свои полномочия и затрагивают права субъектов. Вмешательство в компетенцию субъектов федерации происходит путем принятия излишне детализированных законов по предметам совместного ведения, издания Указов Президента, постановлений Правительства,
нормативных правовых актов министерств и ведомств, выходящих за рамки их полномочий.
До настоящего времени четко не урегулирован вопрос о принципах, формах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий. Федеральный закон "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" схоластичен, бессодержателен, повторяет лишь отдельные положения Конституции Российской Федерации.
Участники семинара в своих рекомендациях подчеркнули, что под предлогом приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным идет ограничение полномочий региональных органов власти в сфере законотворчества, проводится фактическая унификация регионального законодательства, регионы лишаются законодательной самостоятельности.
Существующая несбалансированность выполняемых полномочий, бюджетных ресурсов и ответственности значительно снижает уровень выполнения возложенных задач и авторитет власти.
Фактически в стране сложилась ситуация, когда не решены наиболее принципиальные вопросы разделения государственной власти между центром и субъектами. Прежде всего, это касается разграничения государственной собственности, определения принципов формирования бюджетной системы и системы налогообложения.
По мнению участников семинара, успешное разграничение предметов ведения и полномочий, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации возможно при учете следующих положений:
Разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти должно быть инструментом формирования и развития подлинно федеративных отношений между центром и регионами. Необходимо привести в соответствие с Конституцией Российской Федерации и соответствующими федеральными законами договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенные между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Следует разработать новую редакцию Закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации". Необходимо усилить роль регионального законодательства. Требуется полномасштабная реформа межбюджетных отношений. Следует законодательно решить вопросы развития местного самоуправления, установить нормальные межбюджетные отношения, закрепить в федеральном законодательстве двухуровневую систему местного самоуправления и придать статус муниципальных образований всем без, исключения административно-территориальным единицам. Необходимо объединить усилия по законодательным инициативам органов государственной власти субъектов Российской Федерации.