Что делать, если ваш багаж потеряли при авиаперелете?
Увидев, что вашего чемодана нет на ленте выдачи багажа, не стоит вешать нос или впадать в панику. В 90% случаев багаж не утерян, а задерживается. Но даже при худшем развитии ситуации помните, что всю ответственность за утерю багажа несет авиакомпания, которая доставила пассажира в конечный пункт назначения. О том, как правильно вести себя в этой ситуации, читайте в нашей постоянной рубрике "Вопрос-Ответ".
Чтобы перевозчик начал искать вашу пропажу за стойкой, вам предложат написать претензию в двух экземплярах. Она должна содержать требование к розыску вашего багажа. В документе обязательно должны быть указаны данные паспорта, билета, отрывного талона багажной бирки, характеристика утерянного багажа, цвет, размер, форма, фирма-производитель чемодана или сумки, номер рейса и номер телефона. На одном из экземпляров представитель авиакомпании или аэропорта должен поставить штамп о получении заявления, второй вариант документа он возьмет себе.
Вы можете также отправить претензию заказным письмом с уведомлением. Срок для предъявления такой претензии, согласно воздушному кодексу, составляет 18 месяцев со дня окончания воздушной перевозки. То есть, даже если неприятная ситуация произошла у вас, допустим, полгода назад, шансы на получение багажа или компенсации за его утрату еще не потеряны.
Зачастую багаж не удается получить вовремя из-за заминок в аэропорту трансфера. Либо его не успевают загрузить до отлета в нужный самолет, либо из-за сбоя в сортировочных системах багажа, могут по ошибке загрузить не на тот самолет. Обычно авиакомпании досылают "отставший" багаж своим ближайшим рейсом либо рейсами других авиакомпаний в течение пяти дней. Стоит отметить, что, если ваша сумка нашлась, вам обязаны доставить её до дома бесплатно. Если багаж найден, перевозчик обеспечивает его доставку в аэропорт или пункт, указанный пассажиром, без взимания дополнительной платы.
Не возвращается владельцу лишь малая часть чемоданов. В 2015 году 79% потерянных чемоданов и сумок вернулись владельцам, еще в 15% случаев чемоданы были повреждены. Только 6% пассажиров не получили обратно багаж. В среднем чемоданы разыскивались и доставлялись владельцам в течение 1,76 суток.
Багаж, владелец которого так и не был найден, хранится в комнате невостребованного багажа аэропорта. Каждый авиахаб назначает свой срок хранения чемоданов, в среднем 6 месяцев – 1 год. В США аэропорты распродают чемоданы после окончания срока их хранения. В Новой Зеландии уничтожают.
Невостребованный багаж в России считается собственностью авиакомпании и направляется в базовый аэропорт перевозчика, если первоначальные поиски владельца не дали результата.
Максимальный срок розыска багажа зависит от правил авиакомпаний-перевозчиков. Российские авиакомпании ищут багаж 21 день, в случае если в этот срок чемодан не найден, он считается утраченным и пассажир может требовать компенсацию. Клиент может также рассчитывать на возмещение ущерба, если багаж был поврежден.
Если же в большинстве авиакомпаний компенсация за один килограмм багажа составляет 20 долларов США, российские перевозчики, согласно Воздушному кодексу, выплачивают по 600 рублей за килограмм.
Если вы получили повреждённый багаж либо обнаружили пропажу некоторых вещей, нужно также писать претензию на имя авиаперевозчика. Срок рассмотрения при внутренней перевозке — в течение 6 месяцев со дня получения багажа, при международной перевозке — в течение 7 дней. К претензии должно быть приложено заявление с указанием стоимости повреждённого багажа, акт о неисправностях при перевозке багажа, багажная бирка, контактные данные — телефон и адрес.
Важно помнить, что багаж на стыковочные рейсы по одной платежной квитанции оформляется до конечного пункта по просьбе пассажира. Не забывайте сообщать это при регистрации на рейс. Если пассажир летит стыковочными рейсами по нескольким маршрутным квитанциям, в аэропортах стыковки он получает багаж и заново сдает его на стойке регистрации.